Культура Месопотамии

Месопотамией древнегреческие географы называли обширную область в бассейнах рек Тигра и Ефрата. Месопотамия не только отличалась исключительным плодородием, что обеспечивало ей процветание, но и находилась на пересечении важнейших торговых путей между Западом и Востоком, обеспечивавших обширные культурные связи. Последнее обстоятельство, а также пестрота этнического состава населения региона и предопределили неоднородность данной культуры. На рубеже IV и III тыс. до н.э. юг Месопотамии населяли шумеры, происхождение которых остается до сих пор неизвестным, а язык не входит ни в одну языковую семью населения Земли.
Шумеры начали заниматься астрономией и положили начало развитию астрологии, создали лунный календарь, состоявший из 12 месяцев (разница этого календаря и принятого в наше время составляет 3 минуты), а также первыми изобрели гончарный круг, колесо, плуг-сеялку, парусную лодку и многое другое, что потом вошло в мировую культуру. Практические нужды земледельцев (расчет системы ирригации) привели к развитию математических знаний: ассирийцы и вавилоняне знали арифметическую прогрессию с увеличением на 16, а также геометрическую с умножением на 2, имелись особые знаки для выражения дробей, была возможность возводить в степень и решать уравнения с одним и двумя неизвестными, была создана единообразная система мер длины, площади, объема и веса, была выработана шестидесятеричная система счета.
Как и во всех древних цивилизациях, в Месопотамии господствующая роль принадлежала религии, а в пантеоне первое место занимала триада богов: бог неба Ану, бог земли Энтиль (Энлиль), бог вод Энки. Многочисленные демоны добра и зла имели облик полулюдей-полуживотных. Представления о загробном мире шумеров, в отличие от египетских, отличались пессимизмом: по их убеждению, человек, вне зависимости от того, какую жизнь вел на земле, попадал в царство, где его душа не могла найти покоя. Поэтому самой большой ценностью считалось долголетие, а также все, чем человек мог продлить память о себе. Отсюда особое отношение к детям как дару богов, помогающему продлить жизнь человеку в роде, а также к вещам. Поскольку вещь являлась носителем души человека, при ее продаже кроме ее номинальной стоимости выплачивалась и символическая компенсация за ее утрату, а также собиралось застолье, где новое качество вещи и ее владельца закреплялись в сознании общины.
Мечта о долголетии и тем более бессмертии становится основной идеей шумерской культуры. В художественной форме она воплощена в мифе о Гильгамеше, который, будучи наполовину богом, наполовину человеком и потеряв друга — лесного великана Энкиду, отправился на поиски бессмертия. Гильгамеш в своих скитаниях спустился даже в царство мертвых, но цветок бессмертия, который он добыл, похитил змей, и люди навсегда остались с мечтой о вечной жизни.
В междуречье Тигра и Ефрата основным строительным материалом была глина, что определило особенность архитектурных форм. Основными культовыми сооружениями здесь становятся многоступенчатые кирпичные храмы-башни (зиккураты), и самая знаменитая из них — Вавилонская башня.
Глина была и материалом для письма, что определило и характер письменности, называемой из-за формы знаков клинописью. До нас дошли целые архивы и библиотеки с десятками тысяч глиняных табличек, самой значительной из которых считается библиотека царя Ашшурбанапала в Ниневии, где и был найден «Эпос о Гильгамеше».
Шумеро-аккадская культура
Аккадцы, подчинившие и ассимилировавшие затем шумеров, восприняли и переработали культуру своих предшественников. Своеобразным центром Передней Азии становится основанный ими Вавилон. Город окружали высокие стены с зубцами, а башни были украшены изразцами с изображением фантастических грифонов. Среди вавилонских дворцов выделялся дворец с висячими садами Семирамиды — одно из чудес света и вавилонский зиккурат с храмом бога Мардука —Э-Темен-Анки, ставший прообразом знаменитой библейской Вавилонской башни.
В Библии история строительства Вавилонской башни описывается так:
1. На всей земле был один язык и одно наречие.
2. Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли.
5. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.
7. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли,
и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
(Библия. Ветхий Завет. Быт. 11; 1)
В Вавилонском царстве были разработаны первые законы, которые считались самыми совершенными вплоть до составления римского права. Это законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), где регламентировались различные аспекты частного права: охрана собственности, защита арендатора, регулирование брачных отношений, наказания (различались для свободных, полусвободных и рабов). Основным достижением законов стали такие их положения, как:
? представление юридического определения вины,
? замена кровной мести государственным наказанием.
Значение месопотамской культуры. Ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и вошли в сокровищницу мировой культуры, в том числе в Библию, и повлияли на формирование ветхозаветных сюжетов и догматов. К таковым относится идея рая, сада богов, сюжет создания человека из праха (глины), а женщины — из ребра его. Описание Всемирного потопа и спасения единственного человека на ковчеге вместе с обитавшими на земле тварями впервые дается в «Эпосе о Гильгамеше»:
Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.
…..
Ходит ветер шесть дней и ночей,
Потоп и буря покрывают Землю.
Яри наступлении дня седьмого
Буря и потоп войну прекратили,
Те, что сражались подобно войску.
Утих ураган, успокоилось море — потоп прекратился.
…..
При наступлении дня седьмого
Вынес голубя и отпустил я:
Пустившись, голубь назад вернулся —
Не было места, опять прилетел он.
Вынес ласточку и отпустил я:
Пустившись, ласточка назад вернулась —
Не было места, опять прилетела.
Вынес ворона и отпустил я:
Пустившись же, ворон спад воды увидел —
Не вернулся — каркает, ест и гадит.
(Керрам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1963. С. 256–259)
В Библии этот эпизод описывается так:
Гл. 7. 13. В сей самый день вошел в ковчег Ной и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14. Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые.
15. И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни.
16. И вошедшие мужской и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
17. И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода и подняла ковчег, и он возвысился над землею.
Гл. 8. 6. По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега.
7. И выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.
8. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли.
9. Но голубь не нашел места покоя для ног своих, и возвратился к нему в ковчег; ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег.
10. И помедлил еще семь дней других; и опять выпустил голубя из ковчега.
11. Голубь возвратился к нему в вечернее время; и вот, свежий масличный лист во рту у него: и Ной узнал, что вода сошла с земли.
(Библия. Ветхий Завет. Быт.)

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн