Культура Древнего Китая

Китайская культура принципиально разнится с индийской — ее отличает рационализм, высокая оценка жизни. Здесь не было влиятельной жреческой касты, как в Индии или Египте, зато был необыкновенно развит аппарат чиновничества. Отличительными чертами китайской культуры стали консерватизм, стабильность (культура Китая возникла на рубеже III –II тыс. и почти без изменений просуществовала до XVII в.), уважение к порядку и ритуалам. Воплощением этой культуры стала Великая Китайская стена как символ изоляционизма и традиционализма.
Такой тип культуры во многом был определен учением Конфуция (Кун-цзы, 551 –479), основными чертами которого являются:
? следование традициям и обычаям;
? идеализация древности;
? сохранение патриархальных отношений со строгим подчинением младших старшим;
? проекция структуры семьи на государственную структуру («Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»);
? высокая образованность (знание древних текстов и изречений мудрецов, умение писать (в том числе трактаты) в свободном стиле.
Вторым источником особого типа духовности явился даосизм. Его основатель — Лао-цзы (Ли Эр) (жил, по преданиям, 160 –200 лет). Основная концепция — это концепция дао, великого пути, порождающего «инь» и «янь» — два начала (светлое и темное, мужское и женское и т. п.), уравновешивающих друг друга. Идеал правителя даосов — быть пассивным, не вмешиваться в естественный ход событий, ибо, «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».
Даосизм скоро перерос в религиозное направление, внутри которого развивались алхимия (для подготовки смертного в бессмертные), астрология и геомантия (наука о связи космических и небесных сил и земного рельефа), что привело к изобретению пороха и компаса.
Но период формирования собственно культурного типа Древнего Китая приходится на эпоху воюющих царств (V –II вв. до н.э.), когда образуется устойчивый культурный комплекс средних царств — Чжань-го и формируется представление об их превосходстве над остальным миром «варваров четырех стран света». Единая система ирригационных сооружений вызывает необходимость централизации управления и наличия деспотической власти. В это время создается огромная империя с единой бюрократической системой управления и централизованной властью императора — сына неба. Духовным основанием для складывающейся культуры становятся основные принципы даосизма и конфуцианства.
Однако в царстве Цинь (сер. IV в. до н.э.) при императоре Цинь Шихуанди этим идеалам был противопоставлен тезис о том, что «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Принципами управления этой так называемой «школы законников» стали:
? метод наказаний вместо метода наград;
? жестокая кара за мелкие преступления, чтобы большим было неоткуда взяться;
? система круговой поруки, доносительство.
Все философские книги были сожжены, а ученые — истреблены или сосланы на строительство Великой Китайской стены, которая стала символом изоляционизма Китая. После смерти императора все его бездетные жены были умерщвлены, строители гробницы — замурованы живьем, а самого императора в последний путь сопровождало воинство из десятков тысяч воинов, сделанных из глины. И хотя новая династия Хань вернулась к принципам конфуцианства, свободомыслие и множественность направлений философской мысли перестали быть характеристикой китайской культуры, а сами принципы управления законников были актуализированы в эпоху «культурной революции».


Тема 3. Античная культура
Основной доминантой античной культуры был ее гуманизм — направленность на человека, которая была выражена и в архитектуре, пропорции которой воссоздавали пропорции тела человека, и в религиозных представлениях, где боги уподоблялись смертным, и в системе ценностей с акцентом на общину, коллектив, единство общественного и индивидуального. Индивидуальное здесь заключалось в том, что герои сами решали свою судьбу и даже вступали в борьбу с богами (Одиссей, Ахилл, Диомед). Высшей доблестью считалось мужество идти спокойно вперед, даже зная о трагичности своей судьбы (судьбу греки узнавали от оракула — самым известным был Дельфийский оракул, и воплощением этой веры стала трагедия Софокла «Эдип-царь»). В этом протесте человека против богов и проявляется гуманизм и рационализм античной культуры.
Античной цивилизацией и культурой принято называть историю древних Греции и Рима, а также стран, испытавших их культурное, экономическое и политическое влияние, в период с начала I тыс. до н.э. по V век н.э. Античная культура стала фундаментом всей европейской цивилизации, к которому восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы математики, астрономии, естествознания. Более того, даже европейские каноны красоты определены такими категориями античной эстетики, как мера и размеренность, симметрия, пропорциональность, ритм и гармония. Категория меры становится важнейшей для Античности: зло воспринимается ею как безмерность, а благо — как умеренность. Это ощущение становится характерным для Гесиода, провозгласившего: «Меру во всем соблюдай!» «Ничего слишком!» — вторила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.
Однако есть и другой взгляд на античную культуру, который представлен Фридрихом Ницше. В своем труде «Рождение Трагедии, или Эллинство и пессимизм» он отмечает, что в греческой культуре противодействуют два начала: аполлоническое и дионисийское. Аполлон — бог Солнца, покровитель искусств, воплощающий гармонию и меру. В честь победы Аполлона над змеем Пифием устраивались Пифийские игры, где состязались арфисты и кифареды. Если Аполлон воплощает культурное состояние человека, то возврат его к природе, где отсутствуют культурные запреты, олицетворяет бог Дионис. В его честь устраивались буйные оргии — дионисии (в римской культуре — вакханалии).

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн