Крито-микенская (эгейская) культура

Эгейская культура стала своеобразным фундаментом античной культуры. Первой европейской цивилизацией явилась критская цивилизация (конец III – начало II тыс. до н.э. — бронзовый век), которая выполнила роль связующего звена между европейской культурой и древними культурами Египта и Месопотамии. Зоной распространения эгейской культуры стало побережье и острова Эгейского моря, а центром — сначала остров Крит, затем — город Микены. В начале II тыс. до н.э. на нем возникают огромные дворцы, уникальные по архитектуре, и самый известный и загадочный из них — Кносский дворец. Эти комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора, можно называть дворцами лишь условно. Расположенные очень причудливо, на разных уровнях, соединяющихся между собой разнообразными лестницами, галереями, переходами, световыми колодцами, они имели общую площадь около 24 тыс. кв. м.
Все огромное пространство дворца было украшено: полы — разноцветной плиткой, стены — красочными изображениями людей и окружающей природы. Некоторыми чертами оно сходно с египетским — в частности, с микенскими охотами на львов, с египетскими кошками, ловящими птиц. Человеческие фигуры хотя внешне и подражают египетским образцам, но лишены скованности, свойственной египетскому искусству.
По представлениям греков, в Кносском дворце, который они называли лабиринтом, обитал Минотавр — полубык-получеловек, рожденный дочерью бога Гелиоса Пасифаей от Посейдона, представшего перед ней в образе быка. Ежегодные жертвы Афин, находившихся в зависимости от Крита, отдававших Минотавру по семь юношей и девушек, продолжались до тех пор, пока Тесей, сын афинского царя Эгея, не убил его и не освободил родной город от ужасного бремени. В этой легенде отражен характер религиозных представлений древних критян, поклонявшихся быку как воплощению плодородной силы земли. Огромное количество изображений быка найдено археологами в критских дворцах — это и фрески, и росписи на вазах, и сосуды в виде головы быка. По-видимому, ритуальные игры с быком были частью религиозных церемоний критян, во время которых часто случались трагедии, что и породило легенду о кровожадном быке-чудовище.
Своего расцвета критское государство достигло в эпоху правления царя Миноса, совершавшего военные морские походы в различные районы Средиземноморья. При Миносе государство процветало, так как крупная военная добыча тратилась на экономические и культурные нужды, а не на сооружение крепостных построек, функцию которых выполняло само положение острова, окруженного морем. Минос установил справедливость и порядок в критском обществе и прославился как мудрый законодатель, за что, согласно представлениям древних, он превратился в вершителя суда в загробном мире.
Эгейская цивилизация погибла в результате разрушительного землетрясения и извержения подводного вулкана возле острова Фера (Санторин) в середине XV в. до н.э.
Микенская культура. После гибели Крита центр Эгейской цивилизации перемещается на Балканскую Грецию, в «златообильный город Микены». Эта культура с самого начала была вынуждена обороняться от воинственных соседей, и на ней лежит печать большей суровости и мощи. Дворцы-цитадели были обнесены толстыми крепостными стенами, сложенными из огромных каменных блоков неправильной формы. Сами греки такую кладку называли циклопической, веря в то, что воздвигнуть подобные стены было только под силу мифическим великанам — циклопам.
Во главе государства находился царь-жрец (ванака), что свидетельствует о наличии мощного жреческого сословия. Царские погребения наряду с высокохудожественной утварью содержат и богатое оружие, а лица умерших царей по египетской традиции покрыты масками из золота, передававшими портретные черты правителей.
Микены, а также разрушенную ахейцами Трою открыл немецкий археолог Генрих Шлиман, доказавший миру, что история Древней Эллады является не мифом, а историческим фактом.
Война между этими городами, начавшаяся, согласно преданию, из-за прекрасной Елены, бежавшей с троянским царевичем Парисом от своего мужа, спартанского царя Менелая, и погубила великую эгейскую цивилизацию в конце II тыс. до н.э. Государство, истощенное длительной войной, стало легкой добычей двинувшихся с севера Балкан дорийских греков, было разрушено и вернулось к дикости. После падения крито-микенской культуры многие ее достижения были интегрированы культурой античной Греции.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн