Культура Византии

В 330 г. император Константин I перенес столицу Римской империи в город Византии, который сначала назывался Нова Рома ( Nova Roma — Новый Рим), а потом стал носить его имя — Константинополь. Выделение восточных провинций в особую государственно-политическую систему было завершено в 395 г. разделом Римской империи на Восточную и Западную. После падения в 476 г. Западной Римской империи поданные Восточной Римской империи (Византии) независимо от их этнического происхождения продолжали называть свое государство Римской (по-гречески «Ромейской») империей, а себя ромеями. В литературные источники название «Византия» вошло в XVI – XVII вв. Существовало это государство до завоевания турками в 1453 г.
Тысячелетнюю историю Византии принято разделять на три этапа. От западноевропейской средневековой цивилизации Византию отличали высокая концентрация (централизация) и унификация власти. Вся огромная и разнообразная в этническом и в социокультурном отношении империя управлялась императором из одного центра — Константинополя. У императора власть фактически не была ничем ограничена. Со времен Римской империи действовал принцип: «Что угодно императору, имеет силу закона». Культ императорской власти был одним из важнейших элементов государственной религии (1). Личность императора считалась священной, ибо он, будучи помазанником Божьим, занимал самое высокое и почетное место в государстве. Но в отличие от «восточных деспотий» император не обожествлялся. В императорском дворце рядом стояли два трона. Один пустовал: он предназначался для Бога. Тем самым показывалось, что все решения император принимает не один, а совместно со Вседержителем.
Рудименты (пережитки) республиканского строя еще сохранялись в виде сената (по-гречески), Государственного совета и дым — организаций свободных горожан. Но император Лев VI (886–912) уничтожил остатки городского самоуправления. Императоров стали величать василевсами и автократорами — самодержцами. Постепенно сошли на нет и гражданские права — наследие Античности.
Роль церкви в Византии тоже была несколько иной по сравнению с Западом. Фактически церковь до XII в. была отстранена от участия в делах государства. Это объяснялось тем, что служителям Восточной (православной) церкви было запрещено сочетать мирскую и церковную деятельность. Кроме того, в экономическом отношении Восточная (православная) церковь была гораздо менее могущественна, чем Западная (католическая). На ее долю приходилось не более 10% земельного фонда империи, в то время как у католиков — около. 35 %. Обязательный налог в пользу церкви — «десятина» был введен только с X в. Императоры могли смещать патриарха, как любого чиновника. Бывали случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили. Императоры выбирали патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковью.
Однако Византия оказалась гораздо более устойчивой, чем западная часть Римской империи, просуществовав как государственное образование целое тысячелетие. Это произошло, в частности, потому, что восточная часть Римской империи многократно превосходила западную часть по численности городов. Константинополь, Александрия, Фивы, Коринф, Дамаск, Смирна, Эфес и другие были крупными экономическими и культурными центрами. Такая экономико-культурная (но не политическая) децентрализация вела к сбалансированному развитию государства, когда периферия развивалась не хуже, чем центр. Оживленная торговля с Азией не только никогда не прерывалась, несмотря на все исторические перипетии, но и, наоборот, оживлялась. Особенный подъем внешнеторговых отношений начался с III в., когда возникла персидская держава Сасанидов (224–651 гг.). Константинополь превратился в «золотой мост» в межконтинентальной торговле, охватывавшей территории от Испании до Китая.
В отличие от Рима, который дистанцировался от варварских культур, в Византии активно шел процесс синтеза греческой культуры и культур народов Востока. Нашествия варваров в IV – V вв. не имели столь катастрофических последствий, как в Риме, так как Византия сумела частично ассимилировать варварские племена, в частности славянские, не ведя с ними непрерывные войны и не отгораживаясь неприступными укреплениями по границам, а предоставляя им окраинные земли, заселив которые варвары-славяне выплачивали налог в государственную казну, несли военную службу. Это в значительной степени повлияло на вытеснение рабовладельческого способа производства новым — феодальным.
Особое значение Константинополя в жизни Византии, широкий интерес к его истории и достопримечательностям, нужды многочисленных путешественников, посещавших столицу империи, вызвали появление ряда путеводителей. Первый из них был составлен еще в позднеантичное время — в VI в. Этот vademecum, написанный на латыни, носил название «Град Константинополь — Новый Рим». По большей части путеводители были не очень высокого класса, давали разрозненные исторические и топографические сведения о столице. «Краткий исторический обзор» относится к VIII в. Более подробный путеводитель — «Отечество Константинополь» — был составлен на рубеже X – XI вв. По структуре эта работа очень сильно напоминала современные путеводители. Он включал три части. В первой рассказывалась собственно история возникновения города и отдельных городских районов, во второй описывалась топография Константинополя, а третья повествовала о главных достопримечательностях столицы — городских памятниках, дворцах как императора, так и частных лиц, термах, больницах, монастырях, церквах и т.д. Отдельно говорилось о постройке и освящении храма Св. Софии. Путеводитель «Отечество Константинополь» базировался на очень широком круге источников. В нем использовались произведения Прокопия Кесарийского (ок. 500 – 562), Иоанна Лида, патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 897), хронистов VIII – IX вв. и др.
Развитие образования в империи было не всегда гладким. Так, средняя платная школа создавалась самими учителями — грамматиками и была редкостью даже в больших городах. Желающие обучиться наукам отправлялись к известным ученым-эрудитам. В IV – VI вв. научными и культурными центрами были Афины, Антиохия, Бейрут, Александрия. Постепенно эти античные культурные очаги приходят в упадок, чему способствовала набиравшая силу христианская церковь. Известным актом культурного варварства можно считать специальный указ императора Юстиниана, закрывшего прославленную школу неоплатоников в Афинах.
Между тем авторы агиографических памятников непременно отмечали образованность своих героев, считая ее одним из их достоинств. В Житии Федора Студита прямо говорится о значимости светской науки и полезности ее изучения, поскольку она не только знакомит ортодоксальных христиан с аргументами и оружием их идейных противников, но и вооружает на борьбу с ними. О полезности образования как для василевсов, так и для подданных упоминали в своих трудах многие византийские монархи. По мнению императрицы Ирины, супруги Алексея I Комнина (1081–1118), «свободные науки улучшают нравы людей» и знакомство с ними «подготовляет к беспорочному царствованию тех, кто собирается наследовать власть».
К неграмотным в Византии относились без всякого уважения, их необразованность постоянно вызывала насмешки. Отсутствие образования рассматривалось как существенный недостаток, как несчастье и даже как отсталость и неполноценность. Византийские тексты полны порицаний невеждам, даже императорам, чье правление рисовалось черными красками, например царствование Романа I Лекапина (920–944).
Наличие образования было и одним из основных условий для получения должности в государственных и церковных учреждениях. Императоры старались по возможности набирать кадры светской и духовной администрации из числа образованных лиц. Карьера большинства выдающихся политических деятелей и ученых Византии, многие из которых были незнатного происхождения, показывает, что именно образование открывало им доступ в высшие слои общества. В качестве примера можно назвать такие имена, как Лев Математик и Михаил Пселл. Образованность помогала не только улучшить свой социальный статус, но и повысить материальное благосостояние. Поэтому родители всячески старались отправить свое чадо в школу, надеясь, что «наука и письмо» помогут ему сделать служебную карьеру. При таком отношении к образованию неудивительно, что уровень грамотности в Византии был необыкновенно высок для того времени, разумеется. Каждый десятый ромей был грамотным. Начальные школы существовали повсеместно, но только в городах. Алексей I Комнин организовал школу для сирот воинов, павших за родину. Порой даже рабов отдавали учиться. Начиная с VIII в. грамотность стала обыденным явлением даже среди женщин. В подтверждение этому можно привести высказывание восточно-христианского богослова VIII в. Иоанна Дамаскина (ок. 675–753): «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Курс обучения, позволяющий, с точки зрения византийцев, получить всестороннее образование, состоял, как и в западноевропейских странах, из дисциплин тривиума и квадривиума, т.е. «семи свободных искусств». В Византии в течение нескольких веков вся наука, а также учебные заведения повышенного типа: школы грамматиков, риторов и философов — были сконцентрированы в основном в Константинополе, лишь с XIII в. оживилась научная жизнь на периферии империи. Именно в Константинополь в первую очередь, покидая родные места, устремлялись молодые люди, жаждущие получить образование и сделать карьеру. Кирилл (Константин, 827–869) — выдающийся миссионер не смог найти у себя на родине в Фессалониках учителя, способного приобщить его к «возвышенной науке». Только в столице империи он смог осуществить свою мечту и приобрести познания по многим предметам. Основатель афонского монашества Афанасий, родившийся в Трапезунде, смог завершить свое образование также в Константинополе. Сюда же «пришли за знаниями» и такие известные умы Византии, как Иоанн Мавропод, Константин Лихуд.
Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали высшие школы, называемые иногда «университетами» и организуемые либо императорами, либо от их имени регентами. Это были государственные учреждения, в которых на содержание профессоров, занимавших весьма видное место в столичной иерархии, и студентов выделялись довольно значительные средства. Обучение было бесплатным, а потому теоретически доступным широкому кругу лиц. Окончивших здесь курс ждала карьера чиновника. Может быть, поэтому богословие как предмет не входило в учебную программу. Эти высшие государственные школы имели светский характер на протяжении всей истории своего существования. Первый подобный университет был создан в Византии во второй половине IX в. при кесаре Варде. В нем преподавал, просветитель славян Кирилл (Константин), по прозвищу Философ. В середине XI в. Константином IX Мономахом была создана еще одна высшая школа, а в конце того же века — «Патриаршая Академия», готовившая высших церковных иерархов. В университетах преподавали лучшие ученые Византии, и их слава распространялась далеко за пределы империи. Профессоров называли «вселенскими учителями». Учиться философии у Михаила Пселла приходили жители не только Византии, но и западных стран, а также Багдада, Египта и других арабских областей. «Были среди них и кельты, и арабы, и египтяне, и персы, и эфиопы», как говорилось в хрониках.
Заключительный период в истории позднеантичного мира совпал с правлением Юстиниана I (527–565), когда Византия достигла апогея в своем развитии. Юстиниан, родившийся в крестьянской семье, получил прекрасное образование благодаря своему дяде, императору Юстину I, который, приблизив к себе племянника, провозгласил его соправителем. Вся деятельность Юстиниана была подчинена идее воссоздания Римской империи. Он увеличил доходы государства, укрепил социальный строй и управление империей. При Юстиниане развивались новые торговые (в обход Ирана) пути на Восток. Была разгадана тайна получения шелковых нитей, и было налажено их производство в Сирии и Финикии. Монополия государства на производство и торговлю шелком давала значительный доход.
При этом императоре появился «Свод гражданского права», в котором было систематизировано и отчасти реформировано богатейшее наследие римских юристов. В свод вошли: Институции — руководство к пользованию Кодексом и краткое юридическое пособие для судей и учащихся, будущих юристов; собственно Кодекс — законы римских императоров II — начала VI в.; Дигесты — выдержки из сочинений римских юристов; Новеллы — законы периода правления Юстиниана. Главными идеями, положенными в основу Кодекса Юстиниана, были: полная частная собственность на землю и все другие доходные объекты; неограниченная власть императора (именно эти положения обусловили значительные заимствования из него правом эпохи модернизации); прочный союз государства с христианской церковью. Активна была и внешняя политика Юстиниана. Средиземное море вновь стало «внутренним озером» империи.

Собор Св. Софии. Стамбул
В ранний период византийской истории создаются шедевры, вызывающие восхищение и в наши дни. К ним относится собор Св. Софии, который воздвигнут в правление Юстиниана в Константинополе зодчими Исидором из Милета и Анфимием из Тралл. Средневековые формы христианских церквей значительно отличались от античных храмов. В последних огромную роль играло их наружное пластическое решение, потому что все празднества и обряды совершались снаружи, на площади перед храмом. Внутреннее же пространство, где в полутьме размещалась статуя божества, было подчиненным, как бы второстепенным. Не то было в христианских церквах. Они мыслились как место, где собирается для участия в таинстве богослужения община верующих. Поэтому главной задачей архитекторов стала организация внутреннего пространства храма, а его внешний вид интерпретировался как оболочка. В церковном зодчестве Византии наиболее распространенными были две архитектурные формы — базиликальная и крестово-купольная. Крестово-купольная конструкция, видимо, имеет восточные корни. Эти храмы, как правило, были квадратными в плане. Четыре внутренних массивных столба делили внутреннее пространство на девять ячеек и поддерживали купол, символизирующий небесный свод. Тип базилики нашел свое утверждение и развитие в Западной Европе, а в Византии со временем в основном возобладал крестово-купольный.
Собор Св. Софии представляет собой редкий пример соединения обоих типов (базиликальный план с купольным перекрытием).
На строительстве храма одновременно работали 10 тыс. человек. Император ежедневно посещал стройку. Все доходы империи за пять лет строительства (532–537) не покрыли расходов на сооружение храма. Потрясали не только размеры собора, его отделка или стройматериалы (известь изготовляли на ячменной воде, а в цемент добавляли масло, для оформления алтаря был придуман новый материал, в расплавленное золото и серебро помещали драгоценные камни и жемчуг), но и его купол, диаметр которого составлял почти 32 м. Купол покоился на 40 стрельчатых окнах, создавая впечатление, что он парит над стенами собора. Современники говорили, что купол золотыми цепями прикреплен к небу. Прокопий Кесарийский писал, что «этот храм являет собой чудесное зрелище... Он весь полон света и солнечных лучей, и можно было бы сказать, что не снаружи идет это освещение, а само оно рождает этот дивный блеск, так чудно светел этот храм». Ощущение огромного пространства в соборе создавалось тем, что несущие купол столбы, замаскированные тонкими, легкими перегородками, воспринимаются как простенки. Стены этого грандиозного сооружения были украшены мозаикой и разноцветным мрамором. Пол набран из порфира, яшмы и мрамора и уложен с большим вкусом. Первоначально верхняя часть стен первого этажа и стены галереи были покрыты мозаичными картинами на религиозные темы, а также портретами патриархов и императоров. Как свидетельствуют источники, до разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. алтарь был из чистого золота, украшен драгоценными камнями и эмалью. В середине центрального нефа стоял амвон из слоновой кости, цветного мрамора и серебра. Купол над амвоном был сделан из золота и инкрустирован драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что только в его ризнице хранится не менее полутора тонн изделий из серебра.
Скульптура в Византии развивалась мало, хотя многочисленные античные статуи продолжали еще долгое время украшать улицы Константинополя. Это было предметом гордости, показателем культурной преемственности.
Византийцы переняли стиль позднеантичной живописи, который получил название «античный импрессионизм». Главными формами их живописи были монументальная храмовая живопись: фресковая и мозаичная, а также иконопись, возникшая в Византии, и книжная миниатюра. Особого искусства достигли византийцы в создании мозаичных панно, или, как их еще называли, «мерцающей живописи». Мозаики выкладывались из кусочков смальты, представляющих собой сплав стекла с различными минеральными красителями. Много ранневизантийских мозаик V – VII вв. сохранилось в храмах и усыпальницах Равенны (мавзолей Галлы Плацидии и церковь Сан-Витале), расположенной на берегу Адриатического моря. Среди мозаик Сан-Витале есть портретные изображения Юстиниана и его жены. Первоначально на фресках фон делался из смальты синего цвета, впоследствии он был заменен на золотой, который, не нарушая плоскости стены, замыкал изображаемое пространство, рождая ощущение мерцающего небосклона.

Чудесный улов. Мозаика церкви Сант-Аполлинаре Нуово. Равенна
Лики ангелов еще соответствовали классическим пропорциям, но взгляд их стал пристальным, почти гипнотизирующим, рот уменьшился в размере, нос стал более тонким. Манера их исполнения действительно чем-то схожа с импрессионистской: кубики смальты — розовые, бледно-сиреневые, белые, оливковые и т.д. — расположены как бы беспорядочно. Но на расстоянии выявляется тонкий расчет, ибо они, сливаясь, создают изображение почти живого лика.
Политический конфликт между гражданской знатью и военной аристократией почти на столетие оказался основой политической жизни империи. Василеве Лев III Исавр (717–740) хотел принизить в политической жизни значение стратегов, при этом не ослабляя армии. Удовлетворить интересы обеих группировок знати удалось за счет монастырей, накопивших огромные богатства. В 726 г. Лев III объявил почитание икон и мощей святых идолопоклонством. Им был выдвинут тезис: кто за почитание икон и мощей, тот против трона и державы. Начинается период иконоборчества: иконы уничтожались, монастыри закрывались, монахов насильственно женили и записывали в войско, а монастырские сокровища переходили в государственную казну и к аристократии. В конце VIII в. иконоборчество стало ослабевать, так как свои основные задачи выполнило: монастыри были ослаблены и поставлены под надзор государства, сепаратизм крупных религиозных центров также был подавлен и над стратигами был установлен жесткий контроль со стороны укрепившейся центральной власти. Огромное количество художественных памятников было уничтожено в это время. И хотя иконопочитание было в Византии восстановлено, но стиль византийского искусства изменился. Он стал более строгим и каноническим. Появляются «прообразы» — постоянные иконографические схемы, от которых нельзя было отступать. По большей части изобразительное искусство Византии анонимно.
С середины IX в. начинается подъем византийских городов. Шелк. изделия из стекла и металла, слоновой кости, льняные ткани и прекрасная посуда вновь обретают мировую славу. Возобновляется строительство соборов, церквей и дворцов знати. Невиданной роскошью отличались императорские дворцы. В Золотой палате, по описанию итальянского посла X в., «перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было сделано так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев».
Возобновились многие внешнеполитические связи, не только торговые, но и дипломатические. Вправление Македонской династии, начиная с ее основателя Василия I (867–886 гг.), был разработан строгий дипломатический этикет. Византийская золотая монета — номисма стала основной международной валютой. Активно развивалась торговля и с Древней Русью.
Во второй половине IX в. константинопольский патриарх Фо-тий выступил как автор новой внешнеполитической доктрины. В ее основе лежал принцип мирного сосуществования с северными соседями. Этот принцип должен был быть воплощен в жизнь посредством экспансии христианства. При непосредственном участии патриарха был организован целый ряд церковных миссий, которые одновременно являлись и дипломатическими: в Хазарию, Великую Моравию, на Русь, в Болгарию и сербские земли. Миссии в Хазарию и Моравию возглавляли выдающиеся церковные и культурные деятели Кирилл и Мефодий. Ими была изобретена славянская азбука на основе греческого алфавита, что положило начало письменной культуре южных и восточных славян. Благодаря Византии христианство было распространено на огромных территориях, в частности на Руси.
Примерами зрелого мозаичного искусства XI – XII вв. являются изображения в монастыре Дафни (недалеко от Афин) и в церкви Чефалу (Сицилия). Их отличает четкая, устоявшаяся система в расположении религиозных сюжетов. В мастерстве художников появляется изысканная тщательность. Смальтовые кусочки выкладываются по ровным линиям согласно цвету. В этот период достигает особой зрелости ювелирное искусство: резьба по кости, инкрустация драгоценными камнями, эмаль. Стали изготовлять небольшие мозаичные иконки. На некоторых из них кусочки смальты были не больше булавочной головки, что подтверждает возросшее мастерство художников. Но главное, что отличало живописные изображения, — это глубокая одухотворенность. Знаменитая на Руси икона Владимирской Богоматери была привезена из Византии в XII в.
Античные мастера при изображении сильных чувств всегда прибегали к бурным телодвижениям, ибо они не могли изобразить глубинные чувства при статичном положении фигуры. В этом византийское искусство их превзошло.
Последний всплеск искусства Византии приходится на XIV в., который называют по имени правящей императорской династии Палеологов (1261–1453 гг.) палеологовским возрождением. Для него была характерна экспрессия, что нашло свое отражение в мозаиках Спаса в Хоре в Константинополе.

Христос Пантократор.
Мозаика купола церкви монастыря Дафнии

Владимирская Богоматерь. Икона
Научные достижения византийских ученых были широко известны за пределами империи. «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, написанная в VI в., может служить примером замещения античной космогонии библейским мифом о сотворении мира. Среди византийских интеллектуалов были не только теологи. Уже в XI в. имелись сторонники идеи о сферичности Земли и теорий как гео-, так и гелиоцентрического строения Вселенной. Прекрасно были развиты математика, механика, картография. В X в. при Константине VII Багрянородном (913–959) было составлено более 50 томов «энциклопедий» по различным отраслям знаний. Большой вклад в развитие исторической мысли внесли патриарх Никифор, Лев Диакон, Михаил Пселл.
Закат Византии начинается с XIII в. После разгрома в 1204 г. империи крестоносцами она так и не смогла оправиться в полной мере. Восстановленная в 1261 г. Михаилом VIII Палеологом Византийская империя была лишь отдаленным подобием огромной мировой державы. Империя агонизировала. В ее экономику все больше проникали генуэзцы и венецианцы. Увеличивая налоги и уменьшая количество золота в монете, императоры добивались сиюминутных выгод, но в результате приводили экономику к еще большему хаосу. Города приходили в упадок. Гражданские войны и восстания сотрясали страну. Главным врагом Византии была Османская империя. С XIV в. началось планомерное наступление турок на Византию. Под их натиском Константинополь пал в мае 1453 г.
Трудно переоценить значение византийской культуры. Она являлась переходным звеном в дальнейшем развитии культуры греков; ее традиции сохранялись во всех православных странах (Болгарии, Сербии, Руси, Грузии); наследие этой культуры продолжало развиваться в Московской Руси — единственной суверенной православной стране, оставшейся после падения Византии. Культура Византии обогатила как культуру эпохи Ренессанса, так и культуру Европы в целом в ее последующие периоды развития.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн