Культура индейцев доколумбовой Америки

К моменту появления в Америке европейцев она была населена большим количеством индейских племен. Свое название индейцы получили в связи с тем, что Колумб считал, будто открыл Западную (т.е. лежащую на запад от Европы) Индию. До сегодняшнего дня на территории обеих Америк — Северной и Южной — не найдено ни одной палеолитической стоянки, кроме того, там нет и высших приматов. Следовательно, Америка не может претендовать на роль колыбели человечества. Люди здесь появились позже, чем в Старом Свете. Заселение этого континента началось около 40–35 тыс. лет назад. В то время уровень океана был ниже на 60 м, поэтому на месте Берингова пролива существовал перешеек. Данное расстояние и было преодолено первыми переселенцами из Азии. Это были племена охотников и собирателей. Они и перешли с одного материка на другой, видимо, преследуя стада животных. Первые жители американского континента вели кочевой образ жизни. Для полного освоения этой части света «азиатским мигрантам» понадобилось около 18 тыс. лет, что соответствует смене почти 600 поколений.
Характерной чертой ряда племен американских индейцев было то, что перехода к оседлой жизни у них так и не произошло. Вплоть до завоеваний европейцев они занимались охотой и собирательством, а в прибрежных районах — рыболовством. Наиболее благоприятными районами для земледелия были Мезоамерика (в настоящее время это Центральная и Южная Мексика, Гватемала, Белиз и часть Сальвадора и Гондураса), а также Центральные Анды. Именно в этих регионах возникли и достигли расцвета цивилизации Нового Света. Период их существования — с середины II тыс. до н.э. до середины II тыс. н.э. На территориях Мезоамерики и в Андском горном массиве проживало к моменту прихода европейцев около двух третей населения, хотя по площади эти территории составляют 6,2 % общей площади обеих Америк.
Культура ольмеков (ольмеки в переводе с языка майя — «люди рода Улитки») процветала в VIII – IV вв. до н.э. на Юго-Восточном побережье Мексики. Это были земледельческие племена, также занимавшиеся и рыболовством. Для успешного ведения сельского хозяйства им были необходимы астрономические знания. Преждевременный или запоздалый посев соответственно сезону дождей мог привести к потере урожая и голоду.
Во главе ольмеков стояли жрецы-правители. По всей вероятности, это было развитое в социальном отношении общество, где были представлены такие социальные слои, как военная знать, Жречество, крестьяне, многочисленные ремесленники и торговцы.
У ольмеков была прекрасно развита архитектура. Город Ла-Вента был построен по четкому плану. Наиболее важные здания строились на плоских крышах пирамид и были ориентированы по сторонам света. Главное место занимала Большая пирамида высотой 33 м. Она вполне могла служить и сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям можно отнести и водопровод. Он был сделан из поставленных вертикально базальтовых плит, которые очень плотно примыкали друг к другу, а сверху накрывались каменными плитами. Главная площадь города была украшена прекрасной мозаичной вымосткой, занимающей 5 м2, на которой из зеленого серпентина была выложена голова ягуара — священного животного ольмеков. На месте глаз и пасти были оставлены специальные углубления, которые заполнялись оранжевым песком. Одним из главных мотивов живописи у ольмеков было изображение ягуаров.
Другой город — Сан-Лоренсо — был воздвигнут на искусственном плато высотой 50 м. Видимо, это было сделано для того, чтобы люди и постройки не пострадали в сезон дождей.
Нельзя обойти вниманием и Трес-Сапотес, площадь которого составляла около 3 км2 и где было пятьдесят 12-метровых пирамид. Вокруг этих пирамид были воздвигнуты многочисленные стелы и гигантские головы в шлемах. Так, известно 4,5-метровое пятидесятитонное изваяние, представляющее мужчину европеоидного типа с «козлиной» бородкой. Она была в шутку названа археологами «дядюшкой Сэмом». Огромные головы из черного базальта поражают в первую очередь своими размерами: их высота — от 1,5 до 3 м, а масса — от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт. Это свидетельствует о прекрасно отлаженной у ольмеков системе управления, так как у них не было тягловых животных.
Ольмеки были прекрасными художниками. Особенно надо отметить камнерезов, которые из нефрита, любимого материала ольмеков, вырезали удивительные фигурки, не уступающие по красоте и совершенству мелкой пластике китайских мастеров чжоуского периода. Статуи у ольмеков отличались реализмом, часто делались с подвижными руками. Племена ольмеков, внезапно появившись на исторической арене, также внезапно исчезли к III в. н.э.
Типично раннеземледельческой можно считать культуру племен индейцев анасази (Пуэбло) . Эти племена заселяли территории современных штатов Аризона и Нью-Мексика (США). Своего расцвета их культура достигла в X – XIII вв. Для нее типичны постройки, сделанные по обрывистым берегам каньонов, в пещерах, на скальных навесах. В штате Аризона, например, имеются практически неприступные города анасази. Пробраться в эти города можно только по веревочным или приставным лестницам. Даже с этажа на этаж жители перебирались при помощи подобных лестниц. Большие пещерные города могли вмещать до 400 человек и состояли из 200 помещений, как, например, Скальный дворец в каньоне Колорадо. Эти города создавали впечатление висящих в воздухе.
Общей чертой для культуры анасази является отсутствие ворот во внешних стенах. Иногда эти поселения были похожи на амфитеатры, где 4–5 этажей жилых и общественных помещений спускались уступами вниз. Нижний этаж служил, как правило, для хранения запасов. Крыши нижнего этажа были улицей для верхнего и фундаментом для их домов.
Под землей также устраивались кивы. В подобных городах проживало до тысячи человек. Самым крупным из них считается Пуэбло-Бонито, население которого составляло до 1200 человек и в котором было около 800 помещений. Культура анасази (Пуэбло) была подорвана Великой засухой (1276–1298). Европейские завоеватели ее уже не застали.
Своего расцвета цивилизации доколумбовой Америки достигли у майя, инков и ацтеков. Эти цивилизации тесно связаны между собой общностью городской культуры. Здесь создание городов протекало без влияния со стороны других цивилизаций. Это пример анклавного культурного развития. Между тем сходство многих черт цивилизаций доколумбовой Америки X – XI вв. и цивилизаций Древнего Востока поражает. Так, можно говорить о том, что в Америке, как и в Междуречье, процветали города-государства (радиус окружности до 15 км). В них было не только место пребывания правителя, но и храмовые комплексы. Древнеиндейским архитекторам не были известны понятия арки и свода. При перекрытии здания постепенно сближались верхние части кладки противоположных стен, пот пространство не оказывалось столь узким, что его можно было перекрыть каменной плитой. Это приводило к тому, что внутренний объем зданий был очень мал по сравнению с внешним.
К характерным чертам архитектуры доколумбовой Америки можно отнести то, что храмы и дворцы всегда возводились на стилобатах — огромных насыпях из земли и щебня, либо покрывавшихся сверху штукатуркой, либо облицовывавшихся камнем, при этом насыпям придавалась нужная форма.
У индейцев можно выделить три типа каменных архитектурных сооружений. Во-первых, это четырехгранные ступенчатые пирамиды, на чьих усеченных вершинах располагались небольшие храмы. Во-вторых, здания или стадионы для игры в мяч, представлявшие собой две параллельные друг другу массивные стены, ограничивавшие игровое поле. Зрители, поднимаясь по лестницам, идущим с внешней стороны стен, размещались наверху. В-третьих, узкие, вытянутые в длину здания, разделенные внутри на несколько помещений. По всей вероятности, это были жилища духовной и светской элиты.
К общим культурным элементам Мезоамерики можно отнести иероглифическое письмо, составление иллюстрированных книг (кодексов), календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовую игру в мяч, веру в жизнь после смерти и трудный путь умершего в потусторонний мир, ступенчатые пирамиды и др.
Основную массу населения составляли общинники, занимавшиеся различными видами сельскохозяйственного производства. Так, Старый Свет получил от индейцев в «дар»: картофель, помидоры, какао, подсолнечник, ананасы, бобы, тыкву, ваниль, махорку и табак. От индейцев же стало известно о каучуковом дереве. Из ряда растений стали получать лекарства (стрихнин, хину), а также наркотики, в частности кокаин.
В III — II тыс. до н.э. индейцы стали производить керамическую посуду. До этого в виде посуды и тары использовали бутылочную тыкву. Но гончарного круга не было. Индейцы были очень неприхотливы в быту. Из одежды они носили лишь набедренные повязки и накидки из хлопковой ткани. Правда, головные уборы были весьма разнообразны.
Майя были первым народом, с которым столкнулись испанцы в Центральной Америке. Они занимались подсечно-огневым земледелием. Главной зерновой культурой был маис (кукуруза), дававший высокие урожаи. Кроме того, майя были прекрасными огородниками: они возделывали не менее трех десятков различных огородных культур, разводили сады. Их основной пищей являлись маисовые лепешки, которые были съедобны только в теплом виде. Кроме того, они готовили похлебку из помидоров, фасоли и тыквы. Из кукурузы делали жидкие каши и алкогольные напитки (пиноле, бальче). Майя очень любили и горячий шоколад. Из домашних «мясных» животных разводили маленьких немых «бесшерстных» собачек, они и сейчас сохранились в Мексике, а также индюшек. Иногда майя приручали оленей и барсуков, но в целом до прихода европейцев у них не было развитого животноводства. Есть предположение, что недостаток мясной пищи мог стать одной из причин гибели городов майя.
Была очень развита охота, в которой участвовали до 50–100 человек одновременно. Именно мясо, добытое на охоте, и употреблялось в пищу чаще всего. Основным промысловым животным был олень. Охотились на птиц не только из-за мяса, но и из-за перьев. Занимались рыболовством и бортничеством. Майя было известно пчеловодство. Они вывели даже два вида пчел без жала. В пищу у них шли и такие экзотические «продукты», как саранча, гусеницы, муравьи. Некоторые виды последних назывались «живым сладким» из-за того, что они запасали в желудке мед. Их ели целиком.
Ели майя сидя на циновке или на полу, у них было принято мыть руки перед трапезой и полоскать рот после ее окончания. Женщины и мужчины совместно пищу не принимали.
Функцию денег чаще всего исполняли какао-бобы. Раб в среднем стоил 100 бобов. Могли расплачиваться бубенчиками и топорами из меди, красными раковинами, бусами из нефрита.
Территория, которую населял народ майя, составляла около 300 тыс. км2 — это больше Италии. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного сакрализованного правителя. Власть халач-виника, правителя города-государства, была наследственной и абсолютной. Халач-винику специально наращивали нос, который со временем приобретал подобие птичьего клюва, инкрустировали обточенные зубы нефритом. Он ходил в мантии из шкуры ягуара, отделанной перьями птицы кецаль. Наиболее ответственные посты занимали родственники халач-виника. Верховный жрец был главным советником у халач-виника. Жрецы занимали очень почетное место в обществе майя. У них существовала жесткая иерархия — от верховного жреца до юношей-прислужников. Наука и образование были монополизированы жрецами. Была у майя и полиция. Суд майя не знал апелляции. Убийство каралось смертью, а воровство — рабством.
Имеются данные о том, что к рубежу новой эры у майя появляется культ царских предков, ставший, видимо, со временем государственной религией. Религия проникала во все стороны жизни этого народа. Пантеон богов был очень велик. Известны десятки имен богов, которые в зависимости от их функций могут быть разделены на группы: боги плодородия и воды, охоты, огня, звезд и планет, смерти, войны и т.д. Среди небесных божеств главными были владыка мира Ицамна, Ищ-Чель — богиня Луны, покровительница деторождения, медицины и ткачества, Кукуль-кан — бог ветра. Между собой враждовали повелитель небес Ош-лахун-Ти-Ку и повелитель подземного мира Болон-Ти-Ку.
Очень сложен и изощрен был религиозный ритуал древних майя. К числу обрядов принадлежали: воскурения смол, молитвы, культовые танцы и песнопения, посты, бдения и жертвоприношения самого различного вида. Говоря о религии, следует отметить, что в период Нового царства (X — начало XVI в.) человеческие жертвоприношения были наиболее распространены. Считалось, что боги питаются только человеческой кровью. У жертвы могли вырвать сердце, а потом еще и содрать кожу, в которую облачался жрец. Могли долго расстреливать из лука, чтобы кровь по капле переходила к богам. Могли бросить в священный колодец (синот) в Чичен-Ице. А могли и без умерщвления просто сделать надрез на теле, чтобы дать кровь божеству.
Вселенная майя, так же как и у ацтеков, состояла из 13 небес и 9 подземных миров. Характерной чертой всех народов Мезоамерики было деление истории Вселенной на определенные периоды или циклы, последовательно сменяющие друг друга. Каждый цикл имел своего покровителя (бога) и заканчивался мировой катастрофой: пожаром, потопом, землетрясением и др. Текущий цикл должен был закончиться гибелью Вселенной.
Майя уделяли огромное внимание календарю и летосчислению. Ни у кого в Америке не было столь совершенного календаря и системы летосчисления, как у майя классического периода. Он совпадал с современным до терций секунды. Сначала календарь возник из-за практической необходимости, а затем был тесно связан с религиозным учением о смене богов, управляющих Вселенной, а потом и с культом правителя города-государства.
Наиболее известными областями культуры майя являются архитектура и изобразительное искусство. Архитектура была тесно увязана с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени — 5, 20, 50 лет. И каждое строение (каменное) выполняло функцию не только жилья, но и храма, а также календаря. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и воздвигали стелы (алтари) каждые 5 лет. Записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Подобного подчинения художественной культуры календарю нет нигде в мире. Главной темой жрецов и художников было течение времени.
У майя были города-государства. Они прекрасно использовали ландшафт при планировке городов. Стены каменных дворцов и храмов окрашивались в белый или алый цвет, что было очень красиво на фоне ярко-голубого неба или изумрудных джунглей. В городах была принята планировка зданий вокруг прямоугольных двориков и площадей. Период Древнего царства (I – IX вв.) характеризовался возведением для культовых церемоний монументальных архитектурных сооружений, складывавшихся в величественные ансамбли в центре городов-государств.
Центры культур майя — Тикалъ, Копан, Паленке (Древнее царство), Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан (Новое царство). Город Ти-Каль ученые называют местом, где слышны голоса духов. Он занимал площадь 16 км2, и в нем размещалось около 3 тыс. построек. Среди них были пирамиды, обсерватории, дворцы и бани, стадионы и гробницы, не считая жилых домов. Видимо, в городе проживало около 10 тыс. человек. Копан получил название Александрия Нового Света. Он соперничал с Тикалем. Этот город как бы охранял южные рубежи цивилизации майя. Именно здесь находилась самая крупная обсерватория этого народа. Процветание этого города-государства в значительной степени зависело от необычайно выгодного расположения. Это была небольшая долина (30 км2) между горными цепями, с очень здоровым климатом. Земледельцы Копана могли собирать до 4 урожаев маиса в год. Безусловно, произведением искусства можно назвать построенный здесь Храм с Иероглифической Лестницей.
Одним из неповторимых архитектурных новшеств в Новом Свете было заключение реки Отолум, протекающей через город Паленке, в каменную трубу (подобно московской Неглинке). В Паленке была сооружена также не имеющая аналогов у майя четырехэтажная квадратная башня во дворце. Достопримечательностью этого города является и Храм Надписей на ступенчатой пирамиде. К культовой архитектуре можно отнести ступенчатые усеченные пирамиды с храмом наверху и длинные узкие одноэтажные постройки. Пирамиды не были усыпальницами, кроме одной — в Паленке, в Храме Надписей.
Здания очень пышно украшались снаружи, но не внутри. Помещения были темными, так как майя не знали (не делали) окон. Вместо дверей использовали занавески, циновки.
Распространены были и стадионы, где играли в пок-та-пок. Это командная (в командах было по 2–3 спортсмена) игра в мяч, который надо было забросить в вертикально висящее кольцо без помощи рук. Известно, что иногда победителей (побежденных?) приносили в жертву. На стадионе в Чичен-Ице наблюдается удивительный акустический феномен: два человека, находящиеся на противоположных трибунах (север — юг), могут беседовать, не повышая голоса. Причем их разговор нельзя услышать, если не находиться в непосредственной близости.

Пирамида Волшебника. Ушмаль

Прорисовка изображения на крышке саркофага в Храме Надписей. Паленке
Огромное внимание уделялось дорожному строительству. Главная дорога страны была протяженностью более 100 км. Насыпь делали из щебня, гальки, а затем облицовывали известняковыми плитами. Нередко дороги соединяли не только города, но и деревни.
Художественная культура у майя достигла больших высот. Скульптура переживает наивысший расцвет к концу I тыс. н.э. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, горельефами, которые комбинировались с плоскими рельефами, что создавало своеобразную перспективу. Скульпторы большое внимание уделяли выражению лиц, деталям одежды. Нередко создавались изделия мелкой пластики с подвижными головами, руками или ногами.
Живопись отражала только мифологические или исторические сюжеты. И хотя перспектива не была знакома живописцам майя, она усматривается в том, что нижние изображения считались расположенными ближе, а верхние — дальше от смотрящего. Сохранившаяся фресковая живопись дает возможность утверждать, что майя и в этом виде искусства достигли совершенства. Лучше других сохранилась роспись стен в храме в городе Бонампаке. Фрески в основном рассказывают о войне. В первом помещении представлена подготовка к сражению, во втором — сама битва, а в третьем — торжество победителей. На бонампакских фресках сохранена традиционность изображения: лица всегда представлены только в профиль, а туловища — анфас.
До современности дошло очень мало письменных источников майя. В основном это настенные надписи с датами и именами богов и правителей. По воспоминаниям испанских конкистадоров, у майя были прекрасные библиотеки, которые были сожжены по указанию миссионеров-католиков. До нашего времени сохранилось всего лишь несколько рукописей майя. Бумага изготовлялась ими из луба фикуса. Писали на обеих сторонах листа, причем иероглифы дополнялись прекрасными многоцветными рисунками. Рукопись складывали «веером» и помещали в футляр из кожи или дерева. Письменность этого народа была расшифрована в 1951 г. советским ученым Ю. В. Кнорозовым. К доколумбовому времени относятся сохранившиеся до сегодняшнего дня и находящиеся в различных библиотеках мира 10 древнеиндейских «кодексов». Кроме них литературу древних индейцев представляют еще около 30 других «кодексов», являющихся копиями древних произведений.
Значительный интерес представляют сложенные майя еще в глубокой древности эпические предания о судьбах тех или иных племен, мифы, сказки, трудовые, военные и любовные песни, загадки и пословицы.
До настоящего времени дошел знаменитый эпос «Пополь-Вух». Он повествует о создании мира и о подвигах двух божественных близнецов. Этот эпос имеет определенные параллели с некоторыми произведениями Старого Света: «Теогонией» Гесиода, Ветхим Заветом, «Калевалой» и др.
Большим признанием пользовалось у майя и драматическое искусство. Большинство спектаклей представляли собой балеты с обширным текстом. Хорошо сохранившаяся драма «Рабиналь-ачи» достаточно близка древнегреческим трагедиям. Это свидетельствует об определенных закономерностях в развитии данного вида искусства. По ходу действия актер, игравший одного из главных героев, Кече-ачи, на самом деле умирал (его убивали) на жертвеннике.
Календарь состоял из восемнадцати 20-дневных месяцев. Каждый месяц носил название, соответствующее определенному виду сельхоз-работ. В году было 365 дней. Астрологический календарь также был прекрасно разработан. Судьбу тем не менее можно было обмануть, договорившись со жрецами, чтобы они зафиксировали не день рождения, а день принесения ребенка в храм. Майя первые на планете стали употреблять понятие нуля. Известно, что в Индии к этому подошли только в VIII в. н.э., а в Европу эти знания попали лишь в эпоху Ренессанса — в XV в. Нуль изображали в виде раковины. Точкой изображали 1, а черточкой — 5. Обсерватории на пирамидах позволяли наблюдать из «прорезей» за звездами и за Солнцем в переломные периоды времен года.
У майя развивались медицина и история. У них имелись практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Знания эти не только тесно переплетались с религиозными воззрениями, но и были зафиксированы почти тайнописью: язык изложения был крайне запутан и изобиловал различными мифологическими отсылками.
Что касается медицины, то тут не только была прекрасно развита диагностика, но и существовала специализация врачей по видам болезней. Широко использовались чисто хирургические приемы: раны сшивались волосами, при переломах накладывались шины, опухоли и нарывы вскрывались, катаракты соскабливались обсидиановыми ножами. Хирурги делали трепанацию черепа, пластические операции, в частности ринопластику. При сложных операциях больному давали наркотические вещества, притупляющие боль (наркоз). В фармакопее использовались свойства более 400 растений. Некоторые из них потом вошли в европейскую медицину. Анатомию майя знали прекрасно, этому способствовала практика постоянных человеческих жертвоприношений.
Для украшения использовали татуировку. Прорезание кожи было очень болезненным, поэтому чем больше был татуирован мужчина, тем он считался храбрее. Женщины татуировали только верхнюю часть тела. Косоглазие считалось очень красивым, и его специально развивали еще у грудных детей. Деформировалась и лобная кость черепа, чтобы его удлинить. Это имело и практическое значение: за широкий лоб удобнее было цеплять лямки корзин, которые переносили на себе, ведь тягловых животных в отличие от Старого Света здесь не было. Для того чтобы не росла борода, подросткам прижигали подбородки и щеки полотенцами, смоченными в кипятке. Умерших сжигали или хоронили под полом дома, причем дом далеко не всегда покидался жителями.
Столицей в период Нового Царства (X – XVI вв.) становится Чичен-Ица. Она известна своим пирамидальным храмом, где у каждой из четырех лестниц количество ступеней равно 365, самым крупным стадионом в Мезоамерике и самым большим Колодцем жертв — диаметром более 60 м. Он был глубиной 31 м, причем расстояние до поверхности воды от края колодца составляет 21 м. В X – XII вв. Чичен-Ица была самым крупным и процветающим городом майя. Но в конце XII в. власть захватили правители Майяпана из династии Кокомов и разрушили Чичен-Ицу. Их правление продолжалось до 1461 г., когда произошло возвышение города Ушмаля. Вся история Нового Царства представляет собой затянувшуюся гражданскую войну за доминирование, превратившуюся уже в «образ жизни».
Майя часто называли «греками Нового Света». 3 марта 1517 г. на территориях майя появились испанцы. Майя дольше других индейских племен сопротивлялись европейцам. Островной город Тайя-саль на озере Петен-Ица пал только в 1697 г.!
В пределах современной Мексики некогда существовала цивилизация ацтеков, которые расселились на большой площади.
Ацтеки многое заимствовали у тольтеков, культура которых развивалась параллельно с ацтекской. Например, в XIII в. они восприняли мифический цикл об одном из главных божеств тольте-ков — Кецалъкоатле — творце мира, создателе культуры и человека. Видимо, в образе этого бога нашли свое воплощение черты реального правителя, жившего в X в. н.э.

Реконструкция стадиона для игры в мяч. Чичен-Ица
В правление Кецалькоатля столица Тула (Толлан) была прекрасным городом. Дворцы для жреца-правителя были построены, как гласит предание, из драгоценных камней, серебра, разноцветных раковин и перьев. Земля приносила необычные и обильные плоды. Но со временем против Кецалькоатля выступили три чародея и заставили его покинуть Тулу. Покидая индейцев, бог-правитель обещал вернуться.
Эта вера драматически отразилась на судьбе мексиканских индейцев, которые за бога и его окружение приняли испанских конкистадоров, в частности Э.Кортеса (Кецалькоатль изображался светлоликим и бородатым).
Ацтеки прибыли из полулегендарной родины Ацтлан (место цапли) и поселились на одном из островов озера Тексоко, где заложили город Теночтитлан. Можно говорить о существовании у ацтеков протогосударства со столицей в Теночтитлане. Он вызвал изумление конкистадоров своим величием, красотой и удобствами городской жизни. В городе к началу XVI в. проживало более 300 тыс. человек. Аптеки перешли к оседлости и развитому земледелию между 2300 и 1500 гг. до н.э. Этот период считается переломным в истории доиспанской Америки. Ацтеки были прекрасными земледельцами. Они выращивали кукурузу, фасоль, разновидности дыни, перец и др. Земля была собственностью общины.
Для того чтобы занять доминирующее положение среди соседних народов, они на первое место в пантеоне богов выдвинули своего малозначащего племенного бога Уицилопочтли: он не принимал участия в творении Солнц. Ацтеки всячески подчеркивали духовную связь с тольтеками и в свой божественный пантеон вводили их богов. Уицилопочтли требовал кровавых жертвоприношений: военнопленные, рабы и даже дети приносились ему в жертву. Обычно обряд жертвоприношения заключался в вырывании сердца у одной или нескольких жертв. Но иногда были и массовые жертвоприношения. Так, в 1487 г. было совершено ритуальное убийство более чем 20 тыс. человек. Жертвы были необходимы, чтобы дать богу Солнца животворный напиток — кровь, так как, по поверью, от этого зависело движение Солнца на небе, а следовательно, и существование мира. Из-за жертвоприношений необходимо было часто вести войны.
К моменту завоеваний испанцев правитель ацтеков назывался царем, но институт наследственной власти до конца еще не сложился. В отличие от майя и инков государство у ацтеков находилось в стадии становления. Вторым лицом и главным помощником правителя ацтеков считался человек, носивший титул Женщина-Змей. Были также и царский совет, и разветвленная сеть протоминис-терств: военное, сельскохозяйственное, судебное и т.д. Иерархия прослеживалась и у жрецов. Во времена Э. Кортеса «императором» ацтеков являлся легендарный Монтесума II (1502—1520 гг.). По правилам жесткого придворного этикета даже придворные должны были опускать глаза в присутствии своего императора.

Пирамидальный храм. Чичен-Ица
Ацтеки, как и майя, строили пирамиды, которые были украшены фресками, скульптурой, переполнены ритуальными фигурками из золота, серебра, платины. Помещали туда и огромное количество драгоценных камней и не менее драгоценных перьев. Все эти сокровища испанцами воспринимались почти как сон.
Показательно, что искусство ацтеков носило название «цветы и песни». Оно помогло им найти ответы на многие вопросы бытия, в котором все сон, все непрочно, все подобно перьям птицы кецаль. Художники, создавая свои произведения, обращались к темам человеческой жизни и смерти.
У ацтеков также большое значение придавалось календарю, который выражал их видение космоса. С ним были связаны понятия времени, пространства, в нем нашли свое отражение представления о богах и сферах их деятельности.
Уровень цивилизации инков был более высоким, чем у ацтеков. Они создали грандиозную империю, охватывающую территорию 1 млн км2 , ее протяженность с севера на юг была более 5 тыс. км. Во время ее расцвета здесь проживало от 8 до 15 млн человек. Столицу империи «сыновей Солнца» — Куско не зря называли Римом Древней Америки. В Куско сходились границы четырех важнейших частей империи, и именно отсюда расходились четыре грандиозные дороги — военные магистрали.
Верховная власть целиком принадлежала Сапа Инке — так назывался император. У инков была теократическая деспотия. Как правило, Сапа Инка назначал себе преемника еще при жизни. При этом учитывались в первую очередь способности, а не старшинство будущего правителя. Новый Сапа Инка наследовал лишь власть, все имущество отца он обязан был передать его многочисленным детям и женам. Каждый Сапа Инка возводил собственный дворец, богато декорировавшийся по его вкусу. Искусные ремесленники-ювелиры изготовляли для него и новый золотой трон, обильно украшенный драгоценными камнями, чаще всего изумрудами. Повязка из красных шерстяных нитей с перьями очень редкой птицы коринкэнкэ служила короной. Покрой одежды правящего Инки не отличался от покроя одежды подданных, но она шилась из столь мягкой шерстяной материи, что на ощупь напоминала шелк. Верховный жрец назначался из семьи правящего Сапа Инки. Специальный диетолог следил за рационом правителя. Еду для Сапа Инки имели право готовить лишь жены и наложницы. Кушанья ему подавались только на золотой посуде, а остатки трапезы всегда сжигались.
Тупак Юпанки (1471–1493) — один из наиболее выдающихся Сапа Инков. При нем были осуществлены самые грандиозные военные походы, а затем и завершилась военная экспансия инков. Его можно сравнить с Александром Македонским.
Исключительную роль в империи инков играло золото. Оно в этой «золотой стране» выполняло различные функции, но не было средством платежа. Инки прекрасно обходились без денег в силу того, что одним из главных принципов у них был принцип самообеспечения. Вся империя представляла собой как бы огромное натуральное хозяйство. Внутренний рынок как таковой отсутствовал, но внешняя торговля была развита неплохо, так как знать нуждалась в предметах роскоши.
Весьма различной была жизнь знати и простолюдина. Последний ел два раза в день — картофель и кукурузу, иногда мясо морских свинок, примитивно одевался: короткие брюки и рубашка без рукавов у мужчин и длинные шерстяные (из шерсти ламы) платья у женщин. Жилища были настолько просты, что не имели окон и какой-либо мебели.
У инков был невероятный организационный талант. Государство активно вмешивалось в частную жизнь. Определяло вид деятельности, место жительства (по сути, прописку). Оно педантично следило за участием каждого в решении общественных задач. Никто не оставался в стороне. У подданных было две основные задачи: работать на благо государства и нести военную службу.
У инков мужчины делились на 10 возрастных категорий. Каждая из возрастных групп имела конкретные обязанности перед государством. Даже старики и инвалиды должны были по мере сил приносить пользу обществу. У женщин деление было несколько другое, но сохранялся тот же принцип. Аристократия и жречество податей не платили, как и в Старом Свете.
В то же время для предотвращения социального недовольства государство со своей стороны выполняло определенные обязанности перед подданными. Никто не был обойден в получении минимума, необходимого для жизни. Существовали подобия пенсий для больных, стариков, военных ветеранов. Из «закромов родины» им давали одежду, обувь, продукты питания.
Общественный строй защищался не только армией, религией, Но и законами, которые не фиксировались на письме. Однако в основе юстиции лежали четкие и ясные принципы. Многочисленный контрольный аппарат следил за исполнением законов. Провинность представителя элиты квалифицировалась как более серьезный проступок, чем провинность простолюдина. Если преступление совершалось по инициативе не преступника, а другого лица, То наказывалось это лицо. Приговоры, как правило, не баловали разнообразием и были суровыми. Чаще всего виновного ждала смертная казнь (камеры смерти кишели дикими зверями, змеями, ядовитыми насекомыми), но существовали и тюрьмы. Даже самое незначительное преступление публично осуждалось и расценивалось Как покушение на целостность империи. Законы были очень эффективны, и законопорядок соблюдался практически всеми.
Главным у инков было божество Солнца — Инга. Религия носила гелиоцентрический характер. Эта была не только официальная религия, но и господствующая идеология. Солнце управляло всем надземным миром. Сапа Инки считали Инти своим предком. Все, кто не поклонялись Инти, инками воспринимались как варвары. Изображения Инти украшались золотыми дисками.
В святилище Кориканга вблизи от образа бога Солнца стояли троны из чистого золота, где восседали мумии умерших Сапа Инков. Здесь же находился трон и царствующего Сапа Инки. К Кориканге примыкал Золотой сад, считавшийся «чудом света». В нем все было сделано из золота, которое было символом небесного отца. Все, что окружало инков, было воссоздано в этом саду: от пашен, стад лам, девушек, срывающих золотые плоды с яблонь, до кустарников, цветов, змей и бабочек.
Золотое богатство инков достигло своего апогея во время правления Уайна Капака (1493–152?). Он не только облицевал золотом стены и крыши своих дворцов и храмов, но и буквально позолотил в Куско все, что мог. Двери обрамлялись золотыми рамами, их украшали мрамором и яшмой. Весь царский дворец наводнили золотые животные, подобные тем, что были в золотом саду Кориканги. Во время торжественных церемоний 50 тыс. воинов вооружались золотым оружием. Огромный золотой трон с накидкой из драгоценных перьев ставился в центре города перед дворцом-резиденцией.
Все это было разграблено конкистадорами из экспедиции Писарро. Плачевно и то, что эти произведения искусства были переплавлены в слитки, прежде чем их отправили в Испанию. Но многое осталось в тайниках и до сих пор не обнаружено.
Культуры достигли больших высот в своем развитии. В отличие от Старого Света народам доколумбовой Америки были не известны колесо и плут, индейцы не знали, что такое лошадь и производство железа, арочное строительство, у них существовали массовые человеческие жертвоприношения. Однако по уровню развития математики, астрономии, медицины они обогнали современную им Европу.
Завоевания европейцев принесли этим народам христианство, но оно насаждалось огнем и мечом. В целом эти завоевания прервали естественный ход развития практически всех индейских племен Нового Света.

Тема 5. Культура эпохи возрождения

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн