Средневековье и Возрождение: особенности мировоззрения

Особенности ренессансного мировоззрения показывает табл. 8.1.
Таблица 8.1

Одной из отличительных черт культуры Возрождения было разнообразие и диалогичность, т.е. варьета. Истина и красота не воспринимались как единственно возможные, но как разнообразные и одинаково ценные в каждом своем проявлении или их совокупности. К примеру, трактаты Леонардо да Винчи не содержат выводов, претендующих на единственную и окончательную истину, но лишь представляют многообразие суждений и точек зрения, изложенных в рукописи. Такое воззрение на существо прекрасного было заложено в ренессансном воззрении на природу как «наставницу» поэтов и художников, что приводило к разнообразию проявлений творчества: не только к точному воспроизведению действительности, чему способствовало открытие прямой перспективы и изображение верных пропорций человеческого тела, но и к фиксации природных неточностей, особенностей. Это становится особенно очевидным при сопоставлении этих полотен с произведениями Средневековья. Более того, «многообразие» стало оправданным и для прямого нарушения правил, заставившего музыкального теоретика эпохи Возрождения написать: «Фальшивая музыка не бесполезна — напротив, она необходима для получения хорошего консонанса и избежания дурных. Поэтому она не фальшивая музыка, а необычная.
Это стремление к варьете привело к появлению универсального человека, обладающего разнообразными талантами, многосторонне развитого и образованного. Одним из примеров такого универсального человека может стать Леонардо да Винчи — художник, архитектор, музыкант, поэт, философ, инженер, математик, первооткрыватель не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных областях науки (разработал теорию световоздушной перспективы в живописи, создал проекты землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и т.п.).
Родоначальником гуманизма и ренессансной литературы считают Франческо Петрарку, автора знаменитой «Книги песен», который впервые заговорил о самоценности чувств человека и поставил в центр произведения человеческие, а не божественные проблемы. Таким же ренессансным мироощущением проникнута «Божественная комедия» Данте, где средневековый жанр видений божьих избранников (описание рая и ада) наполняется новым ренессансным содержанием (любовь Паоло и Франчески не подвергается осуждению, как требовала мораль и нравы того времени, а находит оправдание).
Продолжателями и последователями Петрарки стали Салютати и Боккаччо, чей «Декамерон» пользовался огромным успехом у современников как произведение, доказывающее, что чувственная природа человека может быть не только греховной, но высоко духовной, что достоинство человека — не в знатном происхождении, а в совершенстве помыслов и свершений, как произведение, воспевающее ум и мужество, высмеивающее лицемерие и ханжество.
Оригинальным мыслителем Возрождения явился Эразм Роттердамский, чья «Похвала глупости» была сатирой на нравы и пороки общества. Автор доказывает, что во всех областях — политике, культуре, религии, любви, семейной жизни — ведущей силой становится глупость. В такой своеобразной форме автор протестовал против пустого формализма, пошлости, бессмысленной догматики и прежде всего глупости, отсутствия разумного начала как в рассуждениях, так и поступках. Он вопрошает: «Не война ли — рассадник и источник всех достохвальных деяний? А между тем что может быть глупее, чем вступать по каким бы то ни было причинам в состязание, во время которого каждая из сторон обязательно испытывает гораздо более неудобств, нежели приобретает выгод? О тех, которые будут убиты, не стоит — как говорили когда-то о мегарцах — и распространяться. Но я спрашиваю вас: когда два войска, закованные в железо, стоят одно против другого и «хриплым рокотом труб оглашается воздух», какой толк от этих мудрецов, истомленных учением, с разжиженной, холодной кровью в жилах? ... А вообще-то война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами».
В Испании конца XVI –XVII вв. появилось проникнутое гуманистическими устремлениями произведение Сервантеса «Дон Кихот», главный герой которого становится образцом отживших свой век рыцарских представлений. Во Франции у Франсуа Рабле рождает новая проза — роман Нового времени («Гаргантюа и Пантагрюэль»), который выстроен подобно средневековым легендам и сказаниям, но создает вполне современную картину общественной жизни.
Из среды гуманистов выделяется английский драматург Вильям Шекспир, осуждающий антигуманное существо новых нравов, которые утверждались в английском обществе XVI –XVII вв. вместе с успехами капитализма. Его трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Юлий Цезарь», «Ромео и Джульетта» становятся осуждением лицемерия, лжи, корыстолюбия и прославлением добра и нравственной силы людей.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн