Культура эпохи барокко

Эпоха барокко была порождена эпохой опустошительных войн, духовных и материальных кризисов, социальной разобщенности, когда идеалы Высокого Возрождения, не найдя опоры и подтверждения в жизни, постепенно начали трансформироваться в противоположные явления: величие вырождается в гигантизм, а торжество личности — в индивидуализм (именно к этому периоду Позднего Возрождения относится знаменитая сцена Страшного суда Микеланджело, проникнутая отчаянием и неверием в возрождение человека и его идеалов и иллюстрирующая крах и разрушение всего живого).
У художников барокко сомнение в ценности жизни, являющееся у гуманистов Возрождения одним из моментов веры в ее позитивное содержание, перерастает в концепцию бессмысленности человеческого существования, что, в частности, иллюстрируют две работы Высокого Возрождения и барокко: «Святой Себастьян» Перуджино (1493 –1494) и «Святой Себастьян» Тициана (1570).
Таким образом, эстетические позиции Возрождения и барокко противоположны:
? уверенность в безграничности возможностей человека сменяется скепсисом,
? вера в необходимость борьбы со злом — утверждением тщетности этого,
? прославление мудрости жизни — провозглашением отсутствия всякого смысла жизни,
? преклонение перед величием духа и красотой — изображением ужасных страданий человека, преувеличенных и доведенных до предела экспрессии.
Характерными чертами таких произведений становятся монументальность, избыточность декора и неконструктивных элементов, вычурность художественного мышления, усложненность формы («барокко» в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы»).
Художники барокко не принимают ренессансную идею гармонии разума и чувства. Они считают, что страсти должны быть подчинены велениям разума. Распространенными темами барокко являются физические и нравственные страдания человека, наиболее ужасные моменты его бытия. Любимые персонажи барокко — экзальтированные мученики, погибающие или обреченные герои, разочарованные люди. Наряду с этим получают распространение сюжеты светской жизни. Возрождение восхищается человеком и его бытием, барокко сомневается в ценности жизни, воспринимая ее как театр.
Барочное мироощущение антиномично. В нем находит место вера и скепсис, рассудочность и мистические образы, индивидуализм и мотивы социального единения, эстетическое равноправие возвышенного и низменного, прекрасного и безобразного, трагического и комического: произвольное слияние античной мифологии и христианской символики.
Внутри барокко различаются течения и школы:
1) маньеризм (Италия);
2) гонгоризм (Испания);
3) прециозная литература (Франция);
4) метафизическая школа (Англия);
5) вторая Силезская школа (Германия).
Тема 6. Западноевропейская культура нового времени
Исчерпание ренессансного принципа свободного развития и взгляда на человека как меру вещей породило на рубеже XVI –XVII вв. широкую реакцию, в которой наряду с интонациями скепсиса и разочарования можно различить и другие, например, звучащие в призыве Монтеня «ввести человека в пределы природы», в доводах Бруно в пользу необходимости отдать всего себя борьбе с пороками времени, пренебрегая личными влечениями и склонностями, в появившемся из-под пера Кампанеллы — автора наиболее знаменитой социальной утопии XVII столетия — сонете «Против себялюбия» и проч. В этих произведениях выразился пафос не личности, как в эпоху Возрождения, а общества. Именно вокруг этого смыслового центра формируются все иные проблемы эпохи — человека как обладателя прав и свобод, науки как способа рационального преобразования действительности, искусства как нормативной системе, подчиняющейся тем же правилам, что и общество в целом.
Ренессансный антропоцентризм, превратившийся сначала в трагическую, затем в трагикомическую иллюзию (от Гамлета, Отелло, Лира — к Дон Кихоту) или выродившийся в жестокий, разрушительный эгоцентризм (пример тому — образы шекспировских «макиавеллей», героев-злодеев Макбета, Яго, Эдмунда), находит свое историческое отрицание в идее общества. Общество было призвано стать таким же эпохальным завоеванием Нового времени, каким в период Возрождения явилась свободная, самодеятельная личность. Пафос общественности — гражданственности, общезначимости и общепринятости — выступает как положительная антитеза субъективистского произвола и создаваемого им хаоса и анархии, как синоним блага, истины, красоты. Общее в форме морального долга или дисциплинирующей, упорядочивающей нормы приобретает одновременно широкогуманистический и эстетический смысл.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн