Ведущие принципы и эстетические особенности реализма,

импрессионизма и стиля модерн
В XIX в. впервые в истории человечества установилась всемирная система хозяйства, и в сферу общественного производства были втянуты самые различные слои действительности. Соответственно расширяется и предмет искусства; в него втягиваются и приобретают общественную значимость, эстетическую ценность и широкие общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и быт людей (бытописание), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт). Претерпел глубокие изменения главный предмет искусства — человек, а общественные связи приобрели всеобщий, поистине всемирный характер. И в духовном мире человека не осталось ни единого уголка, который не имел бы широкой общественной значимости и не представлял бы интереса для искусства. Все эти изменения в самой действительности вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в критическом реализме. Явления действительности предстали в искусстве критического реализма во всей сложности, многогранности и богатстве своих эстетических свойств в соответствии с усложнившейся и обогатившейся общественной практикой.
Таблица 9.1

Принципом обобщения в критическом реализме является типизация; правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, становятся принципом реализма.
Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — культурно-художественное направление второй половины XIX в., стремящееся правдиво и достоверно отражать жизнь и вскрывать ее противоречия.
Если романтизм несовершенство жизни и ее социального устройства ощущал интуитивно, то реализм сумел вскрыть не только сами пороки общества, но и обосновал их причины. Если в концепции романтизма еще были иллюзии, то реализм — это трезвое искусство «утраченных иллюзий».
Реализм принято рассматривать в двух аспектах:
? как основную тенденцию исторического развития художественной культуры, присущую всякому большому искусству (реализм Античности, Средневековья и Просвещения, реализм Пушкина, Диккенса, Бальзака),
? как ограниченное определенными хронологическими рамками направление, начало которого связывают либо с эпохой Возрождения (ренессансный реализм), либо с эпохой Просвещения (просветительский реализм), либо с 30-ми гг. XIX в. (собственно реализм, или критический реализм).
Ведущие принципы критического реализма:
1. Воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации. Характерно, что объективные художественные обобщения становятся возможными вне науки и эксперимента, а самим методом обобщения и определения закономерностей отражаемой действительности становится типизация.
2. Жизненная достоверность изображения, стремление к досконально точной, непосредственной передаче действительности в сочетании с осмыслением жизненных закономерностей.
3. Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии), внимательное отношение к общественному развитию, когда человек не рассматривается вне его социальной среды.
Эстетику реализма в западном искусстве развивали Ги де Мопассан, Анатоль Франс, Ромен Роллан, Генрик Ибсен, Генрих Манн, Томас Манн, Джон Голсуорсии, Бернард Шоу. Все они в большей или меньшей степени следовали традициям реализма, заложенным в европейскойлитературе Бальзаком, Стендалем и Флобером.
Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать средствами живописи свои мимолетные впечатления.
Импрессионизм появился в 1860-х гг. во французской живописи в работах Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега. Название направлению дала картина Э. Мане «Впечатление. Восход солнца», выставлявшаяся в художественном салоне Парижа вместе с произведениями аналогичного содержания. Первоначальная реакция художественной общественности на подобную живопись была резко негативной, и представителей нового направления стали пренебрежительно называть импрессионистами, т.е. «впечатленцами».
Для живописи этого периода становится характерной:
? свежесть и непосредственность восприятия;
? изображение мгновенных, случайных ситуаций;
? фрагментарность, неуравновешенность композиции;
? неожиданность ракурсов;
? стремление писать серии картин на один сюжет, для того чтобы подчеркнуть изменение освещения (стога, кувшинки, Руанский собор и т. п.).
В 70–80-е гг. импрессионистские тенденции проникают в жанр пейзажа. К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей впервые за всю историю живописи выработали последовательную систему пленэра, предполагающую работу непосредственно на воздухе, а не в студии, и позволяющую передавать переливы солнечного света или тумана, сам цвет света, полусвета, тени, ощущение богатой световоздушной среды. Новые задачи живописи предполагали и наличие иной техники письма, когда краски наносились чистыми, в виде мазков на холст и смешивались, таким образом, не на палитре, а в глазу наблюдателя, зрителя. Это эстетическое миропонимание импрессионизма ближе всего к интуитивистским идеям Бергсона, касающимся непосредственного восприятия предмета, о неопределенности и незаданности его формы и цвета.
Для импрессионистов стали характерными такие черты, как высветление колорита, техника мелких мазков, использующих не основные цвета, а дополнительные, богатство рефлексов, тонов и полутонов, расплывчатость контуров, создающих иллюзию непостоянства, трепетности изображения. Восприятие действительности импрессионистами отличается яркостью и праздничностью, а мир на их картинах предстает сверкающим чистыми, яркими, сочными красками.
Импрессионизм приобрел огромное значение в культурной жизни Франции, вызвавшее значительный резонанс в последующие десятилетия: в то время когда импрессионизм начал себя изживать, ему на смену пришел постимпрессионизм, ставший своеобразной реакцией на первый и обогативший его реалистичностью в лице Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса. Впоследствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музыку, а также на литературу и театр.
Стиль модерн был стилем, завершившим развитие искусства XIX столетия. Это течение, возникшее в искусстве конца XIX в. и развившееся мощным течением в XX в., известно под названиями:
? стиль модерн в России;
? ар нуво в Бельгии и Франции;
? сецессион в Австро-Венгрии;
? югендштиль в Германии;
? стиль либерти в Италии;
? модерн стайл в Великобритании.
Задачей стиля модерн стало создание нового большого стиля, должного сотворить совершенный мир, аналог которому в действительности отсутствует. Отсюда — особая роль искусства, выполняющего демиургическую функцию, и художника — как творца этой новой реальности.
Художник, словно исправляя природные формы, создает прихотливые изгибы новой эстетической субстанции, пользуясь при этом как глиной камнем, деревом, металлом. С этим мироощущением связано распространение в зодчестве пластических, текучих, словно бы самообразующихся форм, в декоративном творчестве — стелющегося по поверхности, разрастающегося, обволакивающего предмет стилизованного растительного орнамента, в изобразительном искусстве — плоских пятен цвета и гибкой линии, которые не выделяют объемы, а сливают их с плоскостью, образуя пространство, не обладающее глубиной, как бы двухмерное.
Художники модерна проявили большую изобретательность в декоративной разработке природных форм, отвечающих их идеалу; излюбленные мотивы декора — лебеди и павлины, бабочки и стрекозы, ирисы и лилии, водоросли, стилизованные очертания облаков и волн, струящиеся волны женских волос. И конечно, удлиненные, манерно изогнутые абрисы нагого женского тела, фигуры наяд и нимф. Модерн густо замешан на эротике, но эротике изысканной — прельщает не столько откровенная нагота, сколько нагота деформированная и наполовину скрытая: длинными русалочьими волосами или необыкновенными одеяниями.
Одной из отличительных особенностей стиля модерн является стремление к синтетичности решений и слиянию различных видов искусств, что приводит к появлению синтетических личностей — художников, стремящихся проявить себя в различных областях искусства. Так, М.А. Врубель пишет картины, иллюстрирует книги, создает скульптуру, майоликовые панно, работает для театра и т.д. Стиль модерн причастен к широкому подъему тиражной графики — почти целиком в русле этого стиля произошло становление искусства плаката и его стремительный взлет к началу века. Мастера этого стиля создают новый тип книги, все оформление которой, включая иллюстрацию, акцидентный рисунок, шрифт, формат, переплет, образует художественное целое, объединенное единством стиля (О. Бердсли в Англии, А. Н. Бенуа в России).
В декоративно-прикладном искусстве стиль модерн совершил подлинный переворот. Трудно назвать художника, который так или иначе не был бы причастен к созданию проектов мебели, ткани, утвари, бижутерии, декоративного убранства помещений. Так, испанский архитектор Антонио Гауди, автор знаменитого собора Святого Семейства в Барселоне, также создает эскизы решеток, фонарей, церковной утвари, осуществляет дизайнерские проекты интерьеров помещений — лестниц, лифтов, каминов, мебели, витражных панно. Однако на практике резко разделяются дорогостоящие изделия и дешевые поделки — одни как образцы элитарной культуры, другие — массовой.
В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно, но не смог широко распространиться в массовом зодчестве, прежде всего, потому, что его архитектурные фантазии требовали солидных затрат. Этот стиль развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Здесь архитектор формирует организм здания сообразно надобностям заказчика и собственным вкусам. Здание растет «изнутри», приживляя одно к другому помещения разных размеров и очертаний, размещая их на разных уровнях, наращивая свою пластическую оболочку. Соответственно снаружи здание выглядит как увлекательная ассиметрическая пространственная композиция, сливающая воедино разные по формам и масштабам объемы. Формы и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Убранство фасадов и интерьеров достигает невероятной изощренности.


Тема 7. Европейская культура xx века
Основой современной европейской культуры становится такая модель мира, где центральными идеями становятся идея субъективности как основополагающего качества совершенного, свободного, творящего человека и идея линейности, неограниченности развития. Этими качествами данная эпоха принципиально отличается от предыдущих и особенно от эпохи Средневековья с ее традиционализмом и настроенностью на воспроизводство лишь бывшего в опыте, а также низким уровнем самооценки личности, связанным с господством теологического мировоззрения.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн