Живопись: критический реализм, психологический портрет, пейзаж

Изобразительное искусство пореформенного периода так как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни.
В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая критическая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечный русский поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи этого периода коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60–70-х годов эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства представителей разных сословий. Стремление отразить черты своего времени, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись.
Первые проявления критического реализма в изобразительном искусстве обозначились в конце 50-х годов в творчестве Василия Григорьевича Перова (1833–1882). Чуткий к общественным настроениям, художник отразил в своем творчестве атмосферу 60–80-х годов. Уже первые его картины «Проповедь на селе», «Тройка», «Сельский крестный ход на Пасхе» стали обличительными документами своего времени. В позднем творчестве Перова критическая черта его произведений значительно ослабевает, так как художник увидел иные, более светлые стороны жизни, воплотив их в картинах в соответствии со своим большим талантом. По сравнению с ранними картинами, отличавшимися излишними повествовательными деталями, дробностью форм и отсутствием чувства цвета, в поздних произведениях Перова появилась цельность. Здесь особенно хороши портреты писателей Достоевского, Островского и композитора Мусоргского. Эти работы с полным правом позволяют причислить Перова к основоположникам психологического портрета в русской живописи.
Однако главную роль в развитии русской живописи того времени сыграли художники-передвижники, выступившие против официального, академического классицизма с его устаревшими канонами. Рождение нового явления в изобразительном искусстве произошло в 1863 г., когда группа выпускников Академии художеств, допущенных к конкурсу на золотые медали, потребовала свободного выбора сюжетов своих картин, вместо заданных сюжетов из скандинавской мифологии. Администрация Академии настаивала на выполнении обязательной программы. Тогда 14 учеников отказались от участия в конкурсе, вышли из Академии и создали Артель петербургских художников. В 1870 г. на основе Артели в Москве было создано Товарищество передвижных художественных выставок, во главе которого встал инициатор «бунта 14» Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Это товарищество ежегодно устраивало выставки произведений художников и перемещало их из города в город. Такая форма популяризации искусства была отражением идеологии просветительского «хождения в народ», характерного для разночинной интеллигенции.
Уже первая выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого были характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. Для русской публики значение передвижников было огромно — они заинтересовали ее и приучили останавливаться перед картинами. Реалистическое творчество передвижников приучило русскую публику видеть жизнь в искусстве и отличать в нем правду от лжи. Успешная деятельность передвижников была связана не только с талантами членов товарищества, но и поддержкой известного коллекционера картин П.М. Третьякова, который делал заказы и покупал их картины, а также известного критика и историка искусств В.В. Стасова, который страстно пропагандировал деятельность товарищества.
Глава и лидер передвижников Крамской вошел в историю русского искусства как непримиримей борец с академической схоластикой за содержательное разнообразие живописи. Его активная «проповедническая деятельность в известной мере мешала ему как живописцу, поскольку он пытался живописными средствами решать вопросы, которые были под силу только публицистике. Его замыслы по этой причине не находили адекватного живописного воплощения и обусловили широкое тематическое разнообразие его картин: от портретов Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Толстого, Третьякова, Суворина, Григоровича до сказочных и мифологических сюжетов.
Товарищество объединяло всех талантливых художников России, в его состав в разное время входили В.И. Суриков, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, А. М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серое, И.А. Ярошенко и другие. Однако самым талантливым и разносторонним художником среди них был Илья Ефимович Репин (1844–1930). Он никогда не был приверженцем одного жанра и поэтому постоянно использовал литературные и исторические сюжеты, бытовые сцены, писал в жанре портрета и пейзажа. Однако независимо от жанра и сюжета практически в каждой из его картин чувствуется не только рассудительность, но и жгучий темперамент, и абсолютная психологическая точность. Эти черты его творчества наиболее ярко проявились в серии портретных образов его выдающихся современников — Глинки, Толстого, Пирогова, Писемского, а особенно композитора М.П. Мусоргского. Великого художника привлекали также сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями — «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
По мере развития русской реалистической живописи в ней все больше пробуждался интерес не к сиюминутным, а «вечным» вопросам общественного бытия, ответить на которые помогала история. Наиболее талантливым выразителем жанра русской исторической живописи стал Василий Иванович Суриков (1848–1916). Обращаясь к переломным эпохам истории России, он искал в прошлом ответы на сложные вопросы современности. Его интересовали в русской истории большие социально-политические и духовные конфликты, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» и др.). Суриковская трактовка исторических событий была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс. Поэтому главным героем большинства полотен художника является страдающая и торжествующая народная масса, разнообразная яркими типами, которая в итоге составляет образ русского народа.
К началу 80-х годов радикализм, господствовавший в предыдущие двадцать лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке для живописи появилась возможность освободиться от диктата публицистики. Первым симптомом этого процесса стало возрастание значения пейзажа, который в русском искусстве приобрел совершенно особое значение. Русские художественные выставки 80-х годов были преимущественно выставками пейзажей. Замечательными мастерами русского пейзажа, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы, стали А.И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре»), И.И. Шишкин («Рожь»), И.И. Левитан («Над венным покоем»), Н.К. Саврасов («Грачи прилетели»), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др.
Русская музыка: жанровое разнообразие и великие композиторы
В русской музыке второй половины столетия отчетливо выразилась тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. Причем это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, охватившее сюжеты русской истории, культуры, быта, психологию национального характера. Тогда же родились многочастная симфония и инструментальный концерт — жанры, которые ранее отсутствовали в отечественной музыке. И, конечно, популярным оставался жанр романса, в котором существенно усилилось лирико-психологическое начало.
В этот период в музыке появилась целая плеяда композиторов, в произведениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. К их числу можно отнести A. Бородина («Князь Игорь»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив состоял из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А.И Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова. «Могучая кучка» во многом напоминала «Товарищество передвижных выставок», так как являлась творческим содружеством единомышленников. Балакирев и его ученики находились под мощным влиянием народнических идей, что сказалось не только на раннем, но и на зрелом творчестве композиторов. Несмотря на яркую индивидуальность каждого композитора, балакиревцы были едины в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную с образом народа и русским фольклором. Поэтому главной темой их творчества стали национальная история, жизнь русского народа, поверья и сказания, а основой музыкального языка — народная песня.
Кроме того, композиторы «Могучей кучки» своим творчеством развивали традиции классической музыки Глинки и Даргомыжского и существенно раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогатили их новыми формами. В период деятельности «Могучей кучки» были созданы многие лучшие музыкальные произведения кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М.А. Балакирева, Первая симфония А.П. Бородина, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М.П. Мусоргского, Первая и Вторая симфонии Н.А. Римского-Корсакова.
Значение кружка «Могучая кучка» трудно переоценить. Оно не ограничивается только созданными кружковцами произведениями. По сути дела эти композиторы положили начало новой эры в русской музыке, так как определили своим творчеством все дальнейшее развитие русской классической музыки.
Балакиревский кружок открыл дорогу в музыкальное искусство трем великим русским композиторам — Бородину, Мусоргскому, Римскому-Корсакову.
Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) был разносторонне талантливым человеком. Гениальная музыкальность сочеталась в нем с незаурядными способностями к научной деятельности и литературному творчеству. Раздвоение интересов между химией и искусством было особенной чертой его всесторонне одаренной натуры, делавшей его похожим на титанов Возрождения. Музыкальное наследие композитора невелико по объему: им написаны две симфонии, несколько романсов, два струнных квартета, камерная сюита для фортепиано и опера «Князь Игорь», незавершенная им. Современники порой упрекали композитора в его нежелании полностью посвятить себя музыкальному творчеству, поскольку научная деятельность Бородина в области химии была менее значима, чем его вклад в мировую музыкальною культуру. Однако, возможно, что именно разнообразие жизненных интересов способствовало рождению уникального художественного мышления Бородина, в котором сочетались объективный научный взгляд на историю с глубоким пониманием русского национального характера. Смысл творческого стиля Бородина можно было бы определить понятием «музыкальный эпос», означающий совокупность музыкальных приемов (образная бесконфликтность, многочисленные повторы, умение преобразовывать состояние покоя в инерцию движения), позволявших композитору создавать в музыке настроение эпического рассказа. Эпичность, естественно, проистекала из главной темы его творчества, связанной с отражением богатырской мощи русского народа.
Творчество другого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) также было тесно связано с отечественной историей. Искусство композитора сопоставимо по своей высокой художественности с лучшими достижениями русской реалистической литературы. Его взгляды сформировались под непосредственным влиянием социально-обличительных идей народнического движения. Свою главную задачу в искусстве Мусоргский видел в том, чтобы сказать слово правды о русском народе. Самобытные черты его творческой индивидуальности, социальная заостренность, умение создавать яркие, характерные человеческие образы проявились уже в ранних произведениях, песнях и романсах на слова русских поэтов и свои собственные тексты. Эти произведения подготовили Мусоргского к созданию его важнейших произведений — опер «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а главной темой — народное движение за правду и свободу. Кроме опер, Мусоргский написал целый ряд произведений в жанре камерной музыки. Им были созданы вокальные циклы «Песни и пляски смерти», «Без солнца», где каждая песня цикла — это небольшая сценка с действующим реальным образом.
Выдающийся композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) в своем творчестве продолжил традиции М.И. Глинки. Великий композитор оставил огромное наследие — 15 опер (его любимый жанр), симфонические произведения, инструментальные концерты, произведения камерной и хоровой музыки, 79 романсов.
Стиль музыки Римского-Корсакова сложился под влиянием древних русских сказаний. Поэтому в его творчество органично вошли образы из сказок, былин, языческой поэзии, христианской мифологии. Воссоздавая народность сквозь призму исторических и сказочных сюжетов, композитор одновременно утверждал общечеловеческие ценности. Среди них важнейшей была мысль о гармонии человека и природы в бесконечном круговороте жизни и смерти.
Главную часть наследия Римского-Корсакова составляют оперы, девять из которых написаны на сказочные сюжеты и сюжеты, связанные с миром природы: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. При этом природа в его произведениях выступает не только фоном, на котором разворачиваются события, но она является действующим лицом, отзывающимся на радости и печали людей. В произведениях композитора переплетаются черты романтизма и реализма, характерные для всей музыки автора. Взаимопроникновение стилей продиктовано оперными сюжетами: во многих из них композитор воплотил антитезу так называемого «двоемирия», выраженного в контрастном противопоставлении реального и волшебного.
В то же время, подобно многим своим современникам, Римский-Корсаков не обошел стороной восточную тематику. Лучшим симфоническим творением композитора является сюита «Шехерезада», в которой чередой проходят живописные картины сказок «1001 ночи». В сюите особенно привлекают ориентальные эпизоды, полные чувственной неги и созерцания.
Музыкальные традиции, заложенные Глинкой, нашли продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их великого современника. — Петра Ильича Чайковского (1840–1893). Это один из величайших композиторов, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства. Ему принадлежат десять опер, шесть симфоний, три балета, более 100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фортепьянная и хоровая музыка.
Главной темой музыки Чайковского является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования. Тонкий психолог, композитор остро чувствовал трагические стороны бытия в извечном противостоянии добра и зла, любви и ненависти. Для раскрытия внутреннего мира человека Чайковский использовал широкий спектр художественных средств, которые позднее были названы критиками методом симфонизма. Для этого метода было характерно развитие идеи музыкального произведения на основе разных, подчас резко контрастных музыкальных образов.
По характеру дарования Чайковский проявил себя как лирик и драматург-психолог, музыкальный язык которого оформился на основе русской музыки с использованием лучших европейских музыкальных стилей. Главным источником его музыкального языка являлась народная песня, и это использование народных мелодий роднило его с «кучкистами». Его произведения отражают сложные процессы, происходящие в душе человека, борющегося за право на свободное духовное развитие и личное счастье. Таковы, например, его опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».
Чайковский — признанный реформатор русского балета. Он отверг существовавшую до него традицию, низводившую музыку балетного спектакля до чисто служебной роли. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли. В его балетах «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др., созданных в содружестве с балетмейстером Мариусом Петипа, музыка и танец слились воедино и достигли высочайшей выразительности и технического совершенства. Благодаря музыке Чайковского русский классический балет конца XIX в. достиг совершенства и стал популярным как в России, так и за рубежом.
Таким образом, русская культура второй половины XIX столетия выдвинула великие имена. В это время классического совершенства достигли литература, живопись и музыка. Произведения гениев русского искусства позволили раскрыть необъятный мир человеческой личности. Метод реализма был первой попыткой в познании этого мира. Однако в два последних десятилетия XIX в. на смену реализму пришли другие художественные стили, которые сделали русскую культуру еще более содержательной и величественной.







Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн