ВВЕДЕНИЕ


Одна из основных задач современного вузовского образования состоит в воспитании личности, вооруженной не только набором определенных знаний, но и системой духовных ценностей. В настоящее время общество нуждается не столько в специалистах узкопрофессионального профиля, сколько в личности, способной воспринимать и развивать общечеловеческие ценности.
Гуманистические, общечеловеческие ценности способны активно регулировать общечеловеческие отношения, снимать социальную напряженность, вторгаясь в такие области, как экономика, политика, конкретные научные знания. Только специалист, получивший гуманистическое воспитание, способен ясно осознавать последствия своих решений на окружающую среду, будет уважать себя и общество, стремится к достижению поставленных целей без нанесения ущерба другим людям. Все это предполагает совершенствование общекультурной подготовки студентов, развитие их кругозора, миропонимания, навыков творческого мышления, нравственной ответственности.
Важнейшую роль в гуманизации высшего профессионального образования играют гуманитарные дисциплины, изучаемые в вузе. Культорология как система знаний о сущности, структуре, функциях культуры, национально- этническом своеобразии культур, духовном становлении личности и гуманизации человеческих отношений, призвана сформировать у студентов культурно-исторический стиль мышления, понимание генезиса явлений мировой и отечественной культуры. Знания в области культурологии должны стать базой для осмысления современной культурной ситуации.
Курс предполагает изучение культуры как особого универсального способа деятельности человека в системе человеческих отношений, а также ознакомление с различными типами культуры - обычаями, традициями, правилами и формами мышления и действия людей в историческом времени и пространстве. Таким образом, курс предполагает обращение к обществу, но не с точки зрения его структуры и динамики, а с точки зрения человека и человеческих ценностей. Культура неотрывна от человеческой деятельности, созидания, творчества. Культура – это то, что позволяет внести в мир, личности смысл, сообщает подлинную ценность нравственному и познавательному опыту человека.
Культура является тем мостиком, который соединяет человека с настоящим, прошлым и будущим. Она обладает способностью использовать все то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. В культуре соотносится различный опыт понимания и освоения человеком мира. Усвоение знаний из области культурологии способствует восполнению дефицита внутренней культуры, содействует формированию самосознания, свободы мышления, гуманистических ориентаций.
После завершения изучения курса культурологии студенты должны:
- понимать и уметь характеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
- иметь представление о формах культуры, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики;
- понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.
Учебно-практическое пособие состоит из четырех тематических разделов. Каждый раздел включает от двух до четырех тем лекционного курса, задания, назначение которых – помочь студентам в усвоении материалов каждой темы; тесты для самоконтроля. По каждой теме приводится список рекомендуемой литературы. Аттестация студентов (экзамен или зачет) по курсу культурологии проводится в письменной (тестирование) или устной форме. Примеры тестовых заданий приводятся в каждом разделе. Для подготовки к устному экзамену следует использовать контрольные вопросы к курсу культурологии, которые приводятся в конце данного пособия.




Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн