Эпоха Просвещения в Западной Европе 18 века


Признаки эпохи:
1. Идея равенства всех перед законом, перед человечеством;
2. Избавление от всех социальных неурядиц в распространении знаний, победа разума;
3. Исторический оптимизм.

В центре – проблема наилучшего общественного устройства.

Цели и идеалы – свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и т.п.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Эпоха Просвещения – это важнейший поворотный пункт в духовном развитии Европы, повлиявший практически на все сферы социально-политической и культурной жизни.

Франция.
Родина Просвещения. Связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье и др. Просвещение не представляло собой однородного течения, между его представителями были различия. Ш.Л. Монтескье – «Персидские письма» критика деспотизма, идеалы свободы в полит сфере. Вольтер – «Философские письма» отразили религиозный скептицизм. Дени Дидро – «Энциклопедия» 35 томов. Ж.Ж. Руссо, вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов, «Об общественном договоре…» - значение правам человека и их соотношение с правами гос-ва. Они создали «Энциклопедию искусств, наук и ремесел»

Германия.
Период экономической и политической раздробленности страны. Основатель классицизма –Кант изучал возможности человеческого разума. «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» Г.Э. Лессинг – тезисы «Воспитание человеческого рода», единство чел рода.

Англия.
Церковь не противопоставляла себя Просвещению, это способствовало культурному развитию страны. Политическая программа Просв сформулирована философом Джоном Локком – «Опыт о человеческом разумении».

В Шотландии Дэйвид Юм – роль права и политических институтов в развитии общественных связей. Адам Смит – отводил большое место рынку, его функции социализации людей.

Россия.
Начало развитию просветительства положил М.В. Ломоносов, в 1755г. открыт МГУ. 60-80е годы 18 в новое поколение просветителей. Державин. В литературе Д.И. Фонвизин «Недоросль» - обличал нравы помещиков. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Живопись – Рокотов, Левицкий. Искусство. Образцом всего прекрасного была природа. Воплощением лучших миров были сады и парки (Петергоф).

Европейское искусство сочетало 2 направления:
Классицизм – стиль основанный на рационализме, симметрии, целенаправленности и строгом соответствии содержания его форме;
Романтизм – воображение, эмоциональность и творческая одухотворенность художника. Жанровая живопись на передних позициях, портрет интимный, пейзаж настроения.

Во второй пол. 18 в. во Франции ведущим направлением стало рококо – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство, Франсуа Буше «Триумф Венеры», «Венера с Амуром». В скульптуре – Жан Антуан Гудон «Вольтер».

Театр. 18 век – Золотой век театра. Р.Б. Шеридан «Школа злословия» - против безнравственности высшего света.

В Италии Карло Гольдони «Трактирщица», Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Франция – Бомарше «Женитьба Фигаро».
В Германии Гете «Фауст».

Литература. Основной жанр – роман. Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». В России течение сентиментализм – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Музыка. Германия – И.С. Бах (полифония, все жанры кроме опер), Г.Ф. Гендель «Саул». Венская классическая школа: Й. Гайдн (отец симфонии «12Лондонских симфоний»), В. А. Моцарт «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», Л.В.Бетховен («Лунная соната»14, 9-я симфония).


Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн