Русская культура на пороге Нового времени 17 века


XVII в. Взаимопроникновение местных традиций обусловило развитие общности рус¬ской культуры. Процессом ее обмирщения, т.е. отходом культуры от церкви.

Распространению грамотности способствовало книгопечатание. Помимо печатных изданий выходили рукописные книги, азбу¬ковники, прописи, пособия по арифметике. Выходила рукописная газета «Куранты».

В России стали создавать школы. В 1687 г. в Москве было основано пер¬вое высшее общеобразовательное учебное заведение, называв¬шееся Эллино-греческой академией.

В 1627 г. Лаврентий Зизаний ввел знаки Зодиака. Уменьшение роли летописей, Гезелем был состав¬лен «Синопсис» (1674).

В XVII в. в России получила развитие медицина и фармако¬логия, внедряется учение Гиппократа. В 1620 г. в Москве создан Аптекарский приказ.

Литература. Появились многие новые жанры литературы — реалистиче-ская бытовая и историческая повесть. В конце XVII в появился новый жанр — де¬мократическая сатира.

В русском искусстве XVII в. новой была тема человеческой дра¬мы, стихотворная «Повесть о Горе-злосчастии». XVII в. стал временем рождения драматургии и поэзии. Родоначальни¬ком их стал Симеон Полоцкий, пьеса «Комедия — притча о блудном сыне», сборник стихов «Рифмогион».

В русской литературе утвердился новый сти¬листический жанр — барокко - жи¬вописность, обилие деталей, декоративность, светская устрем¬ленность. Основными литературными жанрами оставались летописи, сказания, жития. К достижениям культуры XVII в. относятся первые записи фольклора —устного народного творчества (песни о Степане Разине и его удалых молодцах, «работничках»).

Живопись В XVII в. живописное искусств включало иконопись, фрескопись и станковую живопись. Икона стала обособленным произ-ведением искусства ( учшие - иконы из Чудова монастыря (1626)). Образцом монументальной живописи середины XVII в. счита¬ется роспись Успенского собора в Московском Кремле. Создается ряд портретов на иконах, фресках и надгробных изображениях. Приходят новые приемы создания портретов с натуры. Родилась новая форма портрета — светский станковый портрет.

В развитии архитектуры XVII в. выделяют три этапа:
1) первое тридцатилетие, - тенденции шатрового зодчества XVI в.;
2) 40—70-е годы, - поиск нового стиля;
3) 80—90-е годы — рождение нового архитектурного стиля.

Шатровой церковью является Покровская церковь. Ее построили в честь победы над шведами. Церковь Троицы, Московская церковь Рождества Богородицы в Путанках стала последней из шатровых храмов в Москве.
В середине XVII в. тип небольшого приходского храма рас¬пространяется по всей стране. Церковь Иоан¬на Предтечи в Толчкове.
Была надстроена главная башня Кремля — Спасская, она стала памятником Возрождения Русского государства после изгнания из Москвы иноземцев.
В 1635—1636 гг. построили Кремлевский теремной дворец - крупнейшее по тем временам светское здание.
В XVII в. монастырские ансамбли Руси утрачивают суровый облик - пышно декорируются (монастыри Москвы (Даниловский, Новодевичий) и Подмосковья (Троице-Сергиева лавра)).
В конце XVII в. Светская архитектура - в постройках палат и дворцов новые формы художественного вкуса. Палаты В.В. Голицына — роскошь и убранство. В конце XVII в. сооружаются: Печатный и Монетный дворы, здание Приказов.

Утверждается новый архи¬тектурный стиль — русского барокко (церковь Покрова в Филях (1693—1694)).

XVII в. - время рождения на Руси те¬атра. Его заменяли обряды, свадьбы, праздники. Важную роль на таких праздниках играли скоморохи. Первым театральным помещением была Потешная палата, построенная в 1613 г. при царе Михаиле Федоровиче. При этой палате содержался штат шутов. В 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил представ¬ления скоморохов. Школьный театр, возникший в конце XVII в.—начале XVIII вв. при духовных академиях. Пьесы на религиозные сюжеты, В XVII в. на Руси создан придворный театр. Его организато¬ром был боярин Матвеев. После смерти Алек¬сея Михайловича в 1676 г. придворный театр был закрыт.

Музыка. Распев вытесняется многоголосным полифоническим исполнением. В конце XVII—начале вв. сложилась школа мастеров многоголосного хорового письма, В.П. Титов, Н. Калаш¬ников. Н. Бавыкин. Получила развитие многоголосная бытовая песня. Псальма кант — хвалебная песня, псалом и Кант — пение, песня. Жанром народного музыкального творчества явилась историческая песня - казачья и крестьянская.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн