Основные культурологические концепции


Др. Греция. Античность – человек – мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор (5 в. до н.э.. г. Апдеры, Фракия): "культура – дар богов". Демокрит (в том же городе, позже): "Человек – сам творец культуры". Культура – дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры.

Др. Рим – Цицерон понимал под культурой совершенствование духа, ума, считал, что подлинная культура – особый строй жизни, где духовное состояние человека и общие интересы государства едины, неразрывны. Противопоставлял культуру варварству. Варвары – первобытные племена. Варвар – синоним грубости, невежества, антикультуры.

Средневековье: Теряется римская письменность, "тёмные века". Распространяется христианство, период высокой духовности. Главная ценность культуры – бог. Человек - странник по земле, жизнь направлена на встречу с Богом, человек должен был, вырабатывая в себе "подобие бога", стать, как бог. Ориентация человека на человека неправильна, жить надо по богу. Превосходство души над телом. Августин Блаженный – ориентация человека на человека не должна быть. Земные блага могут закрывать человека от Бога. Архитектура, живопись скульптура – всё библия. Средние века породили идею бесконечного самосовершенствования. Культура стала системой нравственных координат, ведущих к богу.

Культура возрождения (возрождение античности, ренессанс) Новая позиция самоутверждения собственной силы и таланта. Культурный человек должен быть хорошо образован. Человек- творец мира и самого себя. Культура – преображение природы и человека. Философ Пикоделла Мирандола: человек должен сам определить свой образ.

Культура Нового времени – новое самосознание. Возрождается интерес к человеку. Человек – творец самого себя и творец мира. Культурара – преобразование природы и человека, это широкая образованность.

18в – эпоха просвещения. Разум человек от природы и он должен прийти к природе, чел разумен и должен следовать своей природе. Культура – развитие ума, её цель – сделать всех счастливыми. Важным фактором просвещения Гельвеций считал, что невежество причина всех несчастий.
Ж. Руссо – человек идеален. Культура - система, которая закрепляет неравенство людей из-за наличия частной собственности, и т.п. Наука, культура и религия – способствуют сохранению неравенства. Просвещение вредно.
И. Кант - человек высшая культурная ценность, он находится между божественным духом и природой. Он должен желать сам себя. Смысл культуры – делание самого себя, руководствуясь императивом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели, но никогда – как к средству". Задача культурного человека – добрые задатки должны держать верх над склонностью ко злу.
Гегель – в основе бытия – мировой дух, который реализует себя с помощью людей. Культурный процесс – процесс развития ума, тогда дух сольется с людьми и будет рай. Разум – движущая сила исторического процесса, который подчиняет внешний мир своим целям. Это начало Евроцентрической модули культуры.

19век. Данилевский – концепция локальных и замкнутых культур. В основе развития – культурно-исторический тип (отличие типов: язык, религия, политика, особенности социально-экономического развития). Цивилизация – это сообщество людей, объединенных основополагающими ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации культуры, экономики, а также психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Цивилизации положительные – способные к развитию и прогрессу. Отрицательные – помогли испустить дух другим цивилизациям (Гунны, Турки, Манолы). Нейтральные – Фины. Леонтьев – "Восток, Россия и славянство". Разделял концепцию Данилевского. В основе государства лежит не народ, а религиозная концессия. Большую роль играет принадлежность к той или иной религии.
Ницше – концепция нигилизма. Считает, что человек антикультурен по природе. Культура – зло, созданное для человеческого порабощения. Нравственность ограничивает природу человека.

20в. Осваль Шпенглер – теория линейных цивилизаций, отражает единство культурного процесса. Египет, Вавилон, Китай. У каждой культуры есть душа, чтобы понять ее нужно в ней жить. Культура умирает, когда умирает душа. Цивилизация – мумия культуры.
Тойнби – концепция локальных культур. В основе культуры – религиозная принадлежность. 5 живых цивилизаций: Западно-Европейская, Исламская, Православная, Китайская, Индийская. Он автор исторического круговорота цивилизаций.
З. Фрейд создал психоанализ (фрейдизм) "Психология бессознательного". Оно, т.е. бессознательное начало – это самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души. Имеет природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека (инстинкты, бессознательное влечение сексуальности, влечение к смерти). Я – сознательное – тоненькая оболочка. Культура менее опасна, она защищает от многого. Сублимация – когда чел не на объект сексуального влечения направляет энергию, а например на науку.
К. Юнг – открыл культурные корни бессознательного. Оно рождается на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, но передается по наследству биологическим путём. Первичная форма бессознательного – архитип – осадок от первичного душевного опыта, фундаментальное переживание, лишённое предметности. На архетипе построена вся психика человека. Самый древний архетип – миф. Человек должен вводить бессознательное в жизнь, религия должна помогать человеку.

Русская школа философии. Бердяев – в основе творчества и культуры лежит дух. Дух – это некое трансцендентное начало человека, нечто, что участвовало в творении. Дух соединяет сферы божественного с человеческим. Дух – нерациональное начало в человеке, он свободен, хотя и укоренён в человеческом теле. Дух – источник творчества.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн