Мир арабо-исламской культуры


Под средневековой культурой арабского востока подразумевают культуру Арабии и тех стран, которые подверглись арабизации. Арабо-мусульманская культура занимает важное место в мировой культуре. В середине средневековья эта культура процветала от Индии до Испании. Ее величие ощ-ся в настоящее время во многих частях света. Уникальность этой культуры определяется особенностями ислама. Это не просто мировая религия – это целостная культура. Арабо – мус-я культура создавалась многими народами. Распространение ислама сопровождалось резким к-ым подъемом в странах этого региона. Прежде всего, это коснулось развития устойчивого жанра в лит-ре.
С конца VII в. главным образом на арабском языке писались труды по всемирной истории и отдельных народов. Историки – мус-не проявляли интерес не только к жизни и культуре мус-их стран но и других народов. Развивается строительство мечетей с мозаикой. Прикладное исскуство мус-го мира создало невообразимое богатство дек-х изделий. Наибольший расцвет арабо –мус-ой культуры пришлось на VIII – XI вв. Успешно развивается поэззия, давшая миру Омара Хайяма, составлены знаменитые сказки «1000 и 1 ночь». Влияние ислама обусловлено неразвитость в арабо-мусульманской культуре живописи и скульптуры. Арабские философы в своих выводах шли дальше, чем европейские, потому что они более активно использовали античное наследие. Книжная культура Арабского Востока.
В мусульманской культуре утвердился очень высокий престиж книги. В арабской культуре очень много выпускалось рукописных книг. Были мастерские по переписке книг. В 8-11 вв. сильный расцвет получила наука . Во многом этому расцвету сп-ла деятельность переводчиков. В мус-ой культуре была принята одна из широких в истории человека попытка усвоения чужого научного и фил-го наследия . Арабы не переводили худ. лит-ру издавались книги по математике , где арабы знакомились с индийской системой исчисления .
Геогр. лит-ра была представлена таблицами с координатами стран, арабы дали описание стран , с хар-ой природн. условий, традиций. Авицена (Иби Син) создал трактат по медицине. В большой мечете имелись библиотеки. До принятия ислама у арабов развивались поэззия. В аравии ценилось умение слагать стихи. В первые века ислама искуство рифмовать становиться придворным ремеслом. Вся арабская лит-ра была объединена мус-ой верой и Кораном. Цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.
Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусов - живописи и скульптуры в европейском или античном понимании искусства, Ведь ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи и скульптуре, поэтому они были представлены орнаментальными, абстрактными мотивами. Иными словами, эквивалентами пластических искусств в араба-мусульманской культуре были художественная каллиграфия и миниатюрная живопись. Другим типичным примером араба-мусудьманской культуры является арабеска, специфический мусульманский орнамент, в котором логика связана с живой целостностью ритма. Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.
Наряду с принципом этического абсолютизма ислам утверждает принцип морального догматизма, требуя тем самым от приверженцев религии безусловного выполнения коранических моральных норм как данных богом и поэтому не подлежащих разумному обоснованию, не-зависимо от социальных последствий такого поведения.
Характерные черты и символы арабо-исламской к-ры: Мечети, минареты, крытые рынки и караван-Сараи, дворцы. Обилие декор-х украшений, резьба по дереву и камню, слон. Кости. Богатейший орнамент – музыка для глаз- узор типа арабески. Керамич-е изд-ячеканка, худож-е стекло.




Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн