Художественный комплекс средневековой культуры. Романский и готический стили


Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.
Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску. Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но, тем не менее, каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.
Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце IVв. На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития.
Развитие Средневек. искусства включает в себя след. 3 этапа:
1.дороманское искусство (V-Xвв.), которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.
В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.
Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.
Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов. Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.
2. романское искусство (XI-XII вв.) возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.
Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость».
Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок – дом – башня прямоугольной или многогранной формы.
3. готическое искусство (XII-XV вв.) Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали – статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.
Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.
Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.
В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.
Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.
Романский стиль – художественный стиль раннего европейского средневековья, для которого характерны четкость форм, суровая мужественная красота, внушительность и торжественная мощь.
лат.Romanum – римский. Основой единства Романского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в конце 11 - начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех вида хроманского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Готика - художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков, проявившийся в строительстве устремленных ввысь храмовых зданий с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами. Готический стиль - одна из самых распространенных форм средневекового архитектурного искусства в Зап. Европе. Наименование «готический» дано было как презрительный эпитет итальянцами, которым стиль этот казался грубым, достойным диких варваров готов. Правильнее название стрельчатый, так как стрельчатая форма арки представляет собою наиболее характерную его особенность. В первый период (XIII в), называемый раннеготическим, стиль этот отличается тяжеловатостью форм и напоминает романский; во второй период (XIV в.) Г. сооружения отмечены удивительным благородством и красотою; как всему зданию, так и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы, как бы символизируя тем стремление человеческого духа к Богу. Стиль этого периода называется лучистым (rayonnant) или декорированным (decore). В XV в. и первой половине XVI в., Г. стиль, мало-помалу, приходит в упадок, делается вычурным и изысканным. Третий период называют цветистым (fleuri), вследствие избытка в нем украшений, или пламенеющим (flamboyant), от появившегося в нем своеобразного декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи или рыбий пузырь (Fischblasenstil). В своем плане Г. храм представляет собою трех-или пяти-корабельный корпус с мало развитым трансептом, а иногда и совсем без него, но с очень обширными хорами. Башен бывает по большей части три: две большие по краям главного, западного фасада и одна небольшая над пересечением продольного корпуса с трансептом. Стрельчатая форма арки составляет главный характерный мотив Г. стиля, обусловливающий всю систему конструкции; она является в сводах, нишах, окнах. Стрельчатая арка дает возможность свободнее и разнообразнее распоряжаться планом здания, допускает заменить сплошную кладку потолочных сводов устройством только каркасов из крепких каменных ребер, Промежутки же между ними заполнять легкими плитами. Достигнутая таким образом легкость потолочных покрытий позволила, в свою очередь, сообщать стенам незначительную массивность и почти совсем превращать их в ярусы широких и близких друг к другу отверстий. Стены среднего корабля в Г. церквах состоят внизу из обширных арок, отделенных одна от другой только подпирающими их пилястрами; выше них идет ряд трифориев с находящеюся за ними галерею, а еще выше - огромные окна. При своей значительной высоте, стены среднего корабля, прорезанные большими и многочисленными пролетами, не представляют достаточной устойчивости; поэтому для большей их прочности снаружи у стен боковых кораблей, соответственно оконным простенкам, воздвигался ряд устоев (контрфорсов), от которых перекидывались до стен среднего корабля идущие наискось арки, так наз. арк-бутаны. Вершины означенных устоев вначале обделывались в виде окон, а впоследствии стали увенчивать их острокровельными будочками и островерхими шпилями, придающими зданию, вместе с подобными же украшениями других его внешних частей, вид хвойного леса. Самая красивая внешняя часть храма - его западный фасад; обыкновенно он расчленяется на три яруса. В нижнем ярусе находятся три большие входные стрельчатые двери. Эти порталы то выступают вперед, в виде крылец (поршей), то образуют паперти, вдающиеся внутрь. Над порталами идет аркадная галерея, в нишах которой поставлены статуи; иногда эту галерею заменяют окна, в числе трех, расположенные над порталами; среднее из них имеет обыкновенно форму огромной розы. Третий ярус портала занимает опять галерея, над срединой которой помещается треугольный и увенчанный остроконечной башенкой (пинаклем) фронтон. Башни обыкновенно четырехгранной формы, состоят из нескольких постепенно суживающихся ярусов и заканчиваются высокой, орнаментированной сквозной резьбою, крышей. Все внешние стены Г. церкви бывают обильно орнаментированы; так, у основания крыши башен обыкновенно ставятся маленькие башенки (вимперги), ребра крыши, наклонные ребра в башенках и фронтонах украшены фигурными крючками, так наз. кроссами или краббами; опорные арки, вначале представлявшие собою сплошные каменные массы, прорезываются отверстиями, в виде розет, аркатур и узорных полос; по краю крыши устраивается ажурная балюстрада, водосточные трубы обделываются в виде фантастических чудовищ (гаргульи). Большие часто расписанные живописью, стрельчатые окна, украшены причудливыми узорчатыми переплетами. Внутренность Г. храма отличается от романского более значительной вышиной среднего корабля сравнительно с его шириной, но главное различие заключается в применении в Г. зодчестве, вместо массивных романских столбов, легких пилястр, представляющих собою как бы связки тонких колонн. Капители этих колонн напоминают собою коринфские, но мотивами для их орнаментации служат не акантовые листья, а виноградные лозы, дубовые и ореховые листы. Г. постройки светского характера уступают церковным; таковы: ратуши, биржи, гильдейские дома и другие общественные здания, уцелевшие во многих городах. Наиболее замечательные памятники Г. архитектуры: во Франции: реймский и амьенский соборы, "Святая Капелла" и собор Богоматери в Париже Германии кельнский и регенсбургский соборы; в Англии: Вестминстерское аббатство и йоркский собор; в Италии: миланский собор, монастырь св. Франциска в Ассизи; в Испании: бургосский собор. Светская готика: дом суконщиков в Иперне, ратуши в Мюнстере, Уденарде, Бреславле, Левене и Брюсселе, дворец дожей в Венеции.



Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн