Реформация как идеологическая культурная революция


Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.
Непосредственным зримым результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма, ограничения всевластия римско-католической церкви во главе с папой и вообще ограничение притязаний любой церкви на власть и могущество. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали:
- Лютеранство,
- Кальвинизм,
- Англиканство,
и целый ряд протестантских сект – баптисты, метоисты, адвентисты и т.д.
Обычное формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517г. в Виттенберге, когда никому ещё не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции.
Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погружённостью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом прощать и наказывать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляя его величие.
Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом, Лютер пошёл дальше, в конечном счёте, отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой. Папство он квалифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела.
Лютер отвергал и большинство таинств, доставляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище – рассматривал их как разновидность некоей церковной магии.
Утверждением непререкаемого авторитета Писания Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на независимости личных суждений в вопросах веры и нравственности и, в конечном счёте, на свободе совести.
Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм ещё более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил её от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой.
Критика кальвинизмом роскоши, праздности переходила у Кальвина в отрицание художественного творчества, литературы, искусства, запрет увеселений и развлечений, в строгую мелодичную регламентацию личной жизни верующих и суровое преследование всякого инакомыслия. Кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестантских сект: - пресвитериан, - конгрегационалистов, - пуритан, - баптистов, - адвентистов и др.
Представители радикальной протестантско - пуританской ветви христианства, вынужденные в результате религиозных и политических преследований бежать в 1620 г. из Европы в Северную Америку, заложили фундамент для рождения новой нации и национальной культуры. Таким образом, Реформация сыграла исключительно важную роль в становлении мировой цивилизации и культуры. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви, получил религиозную, самую действенную для него, санкцию на то, что только собственный разум, совесть, нравственное чувство могут подсказать, как ему поступить.


Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн