Основные принципы культуры 19 века: рационализм, евроцентризм, демократизм


Рационализм - философское направление, признающее в области познания за разумом, которому свойственны понятия, первенствующее и решающее значение; опыту придается лишь второстепенное значение, и наилучшим методом признается геометрический, то есть вывод следствий из истин, которые считаются очевидными сами собой. Противоположное ему: эмпиризм. Глав. представители: Декарт. Спиноза и Лейбниц.
Рационализм (лат. ratio - разум) - 1) в широком смысле слова - определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети - середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. Концентрированным выражением подобного рода презумпций стал сакраментальный гегелевский тезис - "Все действительное разумно, все разумное действительно". Для классического западно-европейского Р. характерна стойкая приверженность традиционной метафизической проблематике, со свойственными ей во все века поисками сущности, истины, предельных, субстанциональных оснований сущего, фундаментальных структур бытия и сознания, трансцендентальных условий возможности опыта и т.п. Одной из особенностей Рационализма было также признание наряду с тождеством бытия и мышления тождества мышления и языка; при этом языку отводилось исключительно промежуточное место между мышлением и миром. Он рассматривался здесь в качестве ординарного, всегда, или почти всегда, контролируемого средства логической работы, как инструмент, с помощью которого можно отобразить весь мир в представлении.

Евроцентризм - идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западной цивилизации, а также их особую роль в мировой истории. Как вариант, путь пройденный «западными» странами провозглашается «единственно правильным». Использовался и используется для оправдания политики колониализма. На европоцентризме также базируется расизм. В России идеология европоцентризма характерна для значительной части интеллигенции.
Согласно С. Г. Кара-Мурзе, европоцентризм (или, как он его называет, евроцентризм), базируется на нескольких устойчивых мифах:
- Запад — христианская цивилизация (в современной трактовке: Запад — иудео-христианская цивилизация). При этом Православие ставится под сомнение (например, согласно историку-диссиденту Андрею Амальрику и многим другим российским «западникам», принятие Русью христианства от Византии — историческая ошибка);
- Запад — продолжение античной цивилизации. Считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции. При этом процесс культурной эволюции может мыслится непрерывным;
- Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается;
- Капиталистическая экономика объявляется естественной и основанной на законах природы (миф о «человеке экономическом»);
- Так называемые «страны третьего мира» (или «развивающиеся» страны) провозглашаются «отсталыми», а чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по западному пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада).

Демократизм - Наличие, существование демократии. Д. в общественной жизни. 2. Простота и доступность в обращении с окружающими, демократичность в жизни, в поведении. Д. в образе жизни великого артиста. Демократизм общества определяется, прежде всего, его отношением к наиболее уязвимым категориям населения.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн