Доктрина «Москва – «третий Рим» в социокультурном процессе


Согласно этой теории, Москва как наследница "Второго Рима" должна была с момента падения Константинополя под ударами турок стать единственной защитницей и центром Вселенского Православия: "…два Рима пали, а третий стоит, четвертому же - не бывать". Под доктриной "Москва - Третий Рим" принято понимать анализ всего исторического пути вселенского христианства, вехами которого стали латинский Рим и греческий Константинополь, и который привел это вероучение к последнему великому оплоту Православия - славянской Москве. Эта религиозная и церковная идея утверждала преимущественное духовное право России на преемство имперского служения Православию как единственно неповрежденной первохристианской апостольской вере, право на его защиту и проповедь во вселенском масштабе. А это, в свою очередь, предполагало и христианскую природу русского государства, и возвышенный, одухотворенный строй жизни русских, особые национальные черты русского народа: его удивительную выносливость, терпимость, стойкость в перенесении ударов судьбы, сердечную отзывчивость на боль и горе соседних народов, готовность по первому зову придти к ним на помощь, поразительную жертвенность и доходящую нередко до крайних пределов самоотверженность.
Эти качества и свойства русского народного характера побудили целую череду выдающихся деятелей русской культуры выдвинуть и развить целое учение о народе - Богоносце, призванном в будущем еще сказать свое весомое слово в истории человеческой цивилизации, дав всему миру яркий пример высокой нравственности и духовности.
Важно правильно понять и по достоинству оценить влияние вышеизложенной доктрины на современную российскую политическую и духовную жизнь
Берусь утверждать, что в поисках национальной идеи доктрине старца Филофея по праву принадлежит ведущая роль.
Задумаемся над тем, в чем же должна заключаться долговременная, стратегическая цель России, которая определяла бы смысл национального развития? В идеале речь должна вестись не больше и не меньше как о воскрешении Святой Руси. В этом случае своего рода духовным вектором, направлением развития выступает реализация в современных условиях идеи "Москва - Третий Рим". А роль парадигмы, нравственной системы координат и мировоззренческого средства достижения цели выполняет воплощение учения о народе - Богоносце.
В настоящее время исследователи идей старца Филофея и его доктрины утверждения Москвы в качестве "Третьего Рима" не могут довольствоваться только оценками их значения в российской истории. Пора бы уже задуматься и над тем, как вернуть Россию на спасительный путь воскрешения Святой Руси. Средства реализации задачи возрождения идеалов Святой Руси многоплановы. Но в их основе должна лежать идея воссоздания и укрепления единства между Церковью, государством и обществом. В этом и есть залог духовного могущества Святой Руси, реального превращения Москвы в "Третий Рим" и обретения российским народом вновь статуса народа - Богоносца.
Духовное возрождение России, перспективы роста российского духовного влияния в мире и само будущее современной России как самобытного государства неразрывно связаны с Православием и идеей старца Филофея о служении ему русской государственности.
Осознание Россией себя как центра восточнохристианского мира, "Третьего Рима" требует и полной нормализации церковно-государственных отношений в современном Российском государстве, нарушенных деятельностью антицерковного лобби. Гармонизация церковно-государственных отношений в современных условиях предусматривает допуск Церкви в школы, СМИ и армию, как это делается в большинстве европейских государств. Хорошим подспорьем для этого послужило бы, как представляется, и создание международной Организации православная конференция с совещательными органами глав государств, правительств, министров иностранных дел, парламентов, своими собственными гуманитарными и экономическими структурами и институтами по аналогии с ОИК.




Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн