Принципы организации эффективного коммуникационного процесса на предприятии. Как известно, коммуникация в организации подразделяется на формальную и неформальную. В соответствии с этим принципы управления формальной и неформальной коммуникацией в организации также отличаются. Рассмотрим каждую из этих групп принципов.
Принципы организации эффективного коммуникационного процесса с персоналом (формальная коммуникация) 1. Регулярное исследование отношения персонала к организации и менеджменту. Это позволяет выявить проблемы до того, как они станут кризисом. 2. Последовательность и регулярность коммуникаций, сообщение как хороших, так и плохих новостей. 3. Персонификация и искренность коммуникаций, их личный характер. 4. В сообщениях для персонала нужно говорить о перспективах развития организации. 5. Инновационность и креативность в выборе коммуникационных решений. 6. Полицентризм и мультинаправленность коммуникаций. Коммуникационная политика по отношению к неформальной коммуникации. Важную роль в коммуникационных сетях организации играет информация, распространяемая в форме слухов. Слухи — это совокупность оценочно-нейтральных сведений (истинных или ложных), которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. В отличие от официальной информации они не обладают достаточной надежностью и возникают при дефиците или недоверии к информации, идущей от руководства. Типичные темы слухов — это предстоящие сокращения, способы наказания за опоздание, возможные изменения в структуре организации, предполагаемые перемещения по службе и др. В распространении слухов также участвуют члены организации — носители соответствующих коммуникационных ролей: * «посыльные» — распространяющие слухи; * «интерпретаторы» — они добавляют к слухам собственные соображения; * «скептики» — те, кто сомневается в достоверности слухов; * «сторонники» — те, кто верит им и отстаивает их правоту. * «принимающие решения» — готовые действовать в соответствии со слухами. Топ-менеджмент организации может использовать канал слухов, чтобы подготовить сотрудников к возможным изменениям, восприятию информации, носящей стрессовый или личностно-значимый характер и т.п. Информация, распространяемая по такому каналу, как правило, встречает меньшую критическую защиту. Слухи, наносящие вред общей атмосфере компании, должны немедленно пресекаться, публично или путем запуска контр-слуха по тем же каналам. Наоборот, слухи, которые благоприятно воздействуют на сотрудников, должны умело подогреваться. В целом, менеджеру по коммуникациям в организации необходимо иметь инструменты и технологии, позволяющие: – изучать уровень и степень информированности персонала и неформальных групп, структурных подразделений по ключевым вопросам жизнедеятельности организации; – определять информированность административно-управленческого аппарата об оценках его деятельности со стороны управляемых; – выявлять помехи, искажения, слухи, наполняющие информационное поле; – выявлять неформальные коммуникационные сети и носителей определенных коммуникационных ролей для оказания им соответственной поддержки (подавления); – иметь систему внутрифирменного информирования работников, обеспечивающую «прозрачность» и «гласность» деятельности всех структурных подразделений организации и укрепляющую организационные связи; – организовывать неформальное (неофициальное) общение руководства с рядовыми работниками организации. Организовать эффективную систему обратной связи, позволяющей, во- первых, контролировать своевременность и адекватность усвоения информации, и, во-вторых, ускорить реакцию руководства на инициативы, исходящие снизу. Література [3, 6, 7, 11, 13]. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |