Принципы организации эффективного коммуникационного процесса на предприятии.

Как известно, коммуникация в организации подразделяется на формальную и неформальную. В соответствии с этим принципы управления формальной и неформальной коммуникацией в организации также отличаются. Рассмотрим каждую из этих групп принципов.
Принципы организации эффективного коммуникационного процесса с персоналом (формальная коммуникация)
1. Регулярное исследование отношения персонала к организации и менеджменту. Это позволяет выявить проблемы до того, как они станут кризисом.
2. Последовательность и регулярность коммуникаций, сообщение как хороших, так и плохих новостей.
3. Персонификация и искренность коммуникаций, их личный характер.
4. В сообщениях для персонала нужно говорить о перспективах развития организации.
5. Инновационность и креативность в выборе коммуникационных решений.
6. Полицентризм и мультинаправленность коммуникаций.
Коммуникационная политика по отношению к неформальной коммуникации. Важную роль в коммуникационных сетях организации играет информация, распространяемая в форме слухов.
Слухи — это совокупность оценочно-нейтральных сведений (истинных или ложных), которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.
В отличие от официальной информации они не обладают достаточной надежностью и возникают при дефиците или недоверии к информации, идущей от руководства. Типичные темы слухов — это предстоящие сокращения, способы наказания за опоздание, возможные изменения в структуре организации, предполагаемые перемещения по службе и др.
В распространении слухов также участвуют члены организации — носители соответствующих коммуникационных ролей:
* «посыльные» — распространяющие слухи;
* «интерпретаторы» — они добавляют к слухам собственные соображения;
* «скептики» — те, кто сомневается в достоверности слухов;
* «сторонники» — те, кто верит им и отстаивает их правоту.
* «принимающие решения» — готовые действовать в соответствии со слухами.
Топ-менеджмент организации может использовать канал слухов, чтобы
подготовить сотрудников к возможным изменениям, восприятию информации, носящей стрессовый или личностно-значимый характер и т.п. Информация, распространяемая по такому каналу, как правило, встречает меньшую критическую защиту. Слухи, наносящие вред общей атмосфере компании, должны немедленно пресекаться, публично или путем запуска контр-слуха по тем же каналам. Наоборот, слухи, которые благоприятно воздействуют на сотрудников, должны умело подогреваться.
В целом, менеджеру по коммуникациям в организации необходимо иметь инструменты и технологии, позволяющие:
– изучать уровень и степень информированности персонала и неформальных групп, структурных подразделений по ключевым вопросам жизнедеятельности организации;
– определять информированность административно-управленческого аппарата об оценках его деятельности со стороны управляемых;
– выявлять помехи, искажения, слухи, наполняющие информационное поле;
– выявлять неформальные коммуникационные сети и носителей определенных коммуникационных ролей для оказания им соответственной поддержки (подавления);
– иметь систему внутрифирменного информирования работников, обеспечивающую «прозрачность» и «гласность» деятельности всех структурных подразделений организации и укрепляющую организационные связи;
– организовывать неформальное (неофициальное) общение руководства с рядовыми работниками организации.
Организовать эффективную систему обратной связи, позволяющей, во-
первых, контролировать своевременность и адекватность усвоения информации, и, во-вторых, ускорить реакцию руководства на инициативы, исходящие снизу.
Література [3, 6, 7, 11, 13].

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн