Социальный подход к изучению истории административного менеджментаПрактика управления так же стара, как и человеческое общество. Именно по этой причине невозможно точно опре¬делить время возникновения первых элементов управления. Можно лишь строить различного рода предположения и до¬гадки, основанные на более или менее достоверных сужде¬ниях и сведениях.
Среди ученых отсутствует не только единое мнение от¬носительно времени возникновения управления, но и еди¬ный подход к изучению истории его развития. Одни авторы склонны рассматривать историю управления исключительно как череду четырех последовательно сменяв¬ших друг друга школ. Они акцентируют свое внимание на отрезке времени с начала XX в. до наших дней. В какой-то степени это правомерно. Ведь до XX в. даже прагматичес¬кое проявление преимуществ эффективного управления не вызывало истинного интереса к способам и средствам руко¬водства. К числу вышеназванных четырех школ менеджмента от¬носятся: • школа научного управления; • административная (классическая) школа; • школа психологии и человеческих отношений; • школа науки управления (количественная школа). Э. А. Уткин, относят воз¬никновение управления к пятому тысячелетию до н. э. и выде¬ляют в истории его развития пять периодов, начало которых увязано с пятью управленческими революциями. Первая управленческая революция тесным образом свя¬зана с возникновением письменности в Древнем Шумере. По¬явление письменности оказало существенное влияние на развитие древнего общества и в конечном итоге привело к образованию особой касты жрецов-коммерсантов. Они осуще¬ствляли торговые операции, вели деловую переписку и ком¬мерческие расчеты. Религиозный характер носило и управление в Древнем Египте. Построенные в 3000—2000 гг. до н. э. египетские пира¬миды свидетельствуют о высоком уровне развития не только науки и культуры, но и управленческого искусства. Вторая управленческая революция относится к 1792— 1750 гг. до н. э. Она неразрывно связана с деятельностью пра¬вителя Вавилона — царя Хаммурапи, издавшего свод зако¬нов, регламентирующих порядок управления государством. Эта революция получила название светско-административной. Третья, производственно-строительная управленческая революция датируется 605—562 гг. до н. э. — время правле¬ния древнего царя Навуходоносора., Ее основным результа¬том была интеграция методов государственного управления с контролем и регулированием деятельности в сфере произ¬водства и строительства. Четвертая управленческая революция сопряжена с зарож¬дением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее сущность зак-лючается в отделении управленцев от собственности на сред¬ства производства и зарождении такого явления, как про¬фессиональное управление. Пятая управленческая революция, известная как бюрок¬ратическая, произошла в конце XIX — начале XX вв. Теоретической базой этой революции послужила концепция рациональной бюрократии, а основным результатом явились формирование крупных иерархических структур, разделение труда, организационное регламентирование и т. п. Приведенный выше подход наиболее всего отвечает по¬требностям науки о государственном управлении, но не дает возможности проанализировать все этапы развития общей теории и практики управления. Для изучения истории административного менеджмен¬та наиболее адекватным представляется принципиально новый социальный подход к изучению истории развития практики и науки управления. Указанный подход основан на предположении о том, что впервые потребность в уп¬равлении возникла, когда люди стали жить и охотиться группами. Данное предположение основывается на утвер¬ждении о том, что практика управления имеет социальные исторические корни и неразрывно связана с существова¬нием и развитием общества. В соответствии с социальным подходом в истории развития управления можно выделить четыре основных этапа: • первобытнообщинный; • рабовладельческий; • феодальный; • капиталистический. Необходимость в управлении появляется только тогда, когда лица, непосредственно выполняющие работу, в силу каких-либо объективных причин не в состоянии самостоя-тельно координировать свои действия. Такими причинами могут быть слишком сложная конечная цель (например, строительство крупного сооружения), невозможность ра¬ботников самостоятельно контролировать и оценивать дей¬ствия друг друга (вследствие их значительной удаленности или большого числа) и т. п. На начальной стадии управление носило индивидуаль¬ный, если так можно выразиться персоналистский, харак¬тер, т. е. руководство деятельностью группы первобытных людей осуществлялось одним человеком — главой рода или вождем племени. С развитием общества и постепенным усложнением выпол¬няемых им функций, возникает объективная необходимость разделения управленческого труда. Как правило, подобное разделение труда осуществлялось способом, который можно обозначить термином "функциональная дифференциация". Функциональная дифференциация предполагает обособ¬ление различных видов управленческого труда по функцио¬нальному признаку. В конечном итоге процесс функциональной дифференци¬ации приводит к возникновению первых древних государств, которые преимущественно были рабовладельческими. К рабовладельческому периоду развития относятся и первые попытки зафиксировать и систематизировать зна¬ния о управлении. В древнеегипетском манускрипте "По¬учение Птаххотепа" (2000—1555 гг. до н. э.) содержатся со¬веты и рекомендации по искусству управления, не поте¬рявшие своей актуальности ив настоящее время. Особое внимание вопросам управления уделяли древние греки. Обосновывая необходимость специализации труда, Пла¬тон утверждал, что человек не может одинаково хорошо ра¬ботать и по камню, и по железу, и по дереву. Он определял управление как науку об общем питании людей и считал, что оно должно базироваться на всеобщих разумных законах. Сократ рассматривал управление как особую сферу чело¬веческой деятельности, главной целью которой является по¬ставить нужного человека на нужное место и добиться вы-полнения поставленных перед ним задач. Переходным этапом от рабовладельческого к феодально¬му способу управления по праву можно считать обществен¬ный строй, существовавший у викингов в конце первого ты-сячелетия нашей эры. Низший слой общества у древних скан¬динавов составляли рабы, или сервы. Они выполняли самую грязную работу на фермах своих хозяев. Структура государственного управле¬ния более жестко регламентирована и централизована. В эпоху Средневековья теория управления разви¬валась слабо. В основном это сводилось к обмену опытом между правителями, религиозными деятелями и военачальниками. Существенный вклад в развитие управленческой мысли внес выдающийся итальянский государственный и политический деятель конца XV — начала XVI вв. Никколо Макиавелли. В своих исследованиях он уделял большое внимание проблемам формирования стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных. Переворот в производственных отношениях, связанный с промышленной революцией середины XVIII в., привел к зна¬чительным изменениям в теории и практике управления. С этого времени развитие экономики осуществляется настоль¬ко интенсивно, что в рамках капиталистического этапа раз¬вития управления уже сегодня можно выделить целых че¬тыре принципиально отличающихся друг от друга периода. Первый период получил название "промышленный капи¬тализм". Это была эпоха специалистов по управлению про¬изводством. Среди теоретиков и практиков преобладало мне¬ние, что только неограниченная здоровая конкуренция без вмешательства со стороны государства способна гаранти¬ровать нормальное функционирование экономики и обес¬печить общество всеми необходимыми ресурсами, товара¬ми и услугами. Недостаток такого подхода заключается в недостаточно внимательном отношении к финансовым ас¬пектам бизнеса. Этот недостаток был устранен в течение вто¬рого периода развития капиталистического управления. Второй период (1890—1933) обычно обозначают термином "финансовый капитализм". В это время доминировал финан¬сист, который, не принимая непосредственного участия в процессе производства, был сосредоточен на управлении финансовыми ресурсами. Основополагающим стал принцип социального дарвинизма, утверждающий, что естественный отбор в социальной сфере является наилучшим способом достижения материального благополучия для общества в це¬лом. Впоследствии злоупотребления финансовых магнатов приняли настолько крайние формы, что для устранения их антисоциальных последствий потребовалось срочное вмеша¬тельство государственной власти. Третий период (1933—1950) носит название "нацио¬нальный капитализм". Он характеризуется разработкой и реализацией большого числа правительственных программ в социальной и экономической сферах. Эта особенность ха¬рактерна и для настоящего времени. Она выражается в де¬ятельности правительства по регулированию развития и функционирования национальной экономики, а также под¬держанию необходимого равновесия между частным и го¬сударственным сектором народного хозяйства. Четвертый, современный период капиталистического эта¬па развития управления (с 1950 г. по настоящее время), известный как "управленческий капитализм", характери¬зуется широким распространением коллегиального управ¬ления. Все реже принимаются индивидуальные решения, связанные с предпринимательским риском. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |