Мотивация как функция административного менеджмента

Маслоу выделял пять основных категорий потребнос¬тей, в число которых входят: физиологические потребнос¬ти, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.
К числу физиологических относятся потребности в пище, отдыхе, продолжении рода. Эти потребности являются необ¬ходимым условием выживания человека.
Сущность потребностей в безопасности заключается в не¬обходимости обеспечения защиты физического и психичес¬кого здоровья человека. Особенно важное значение здесь имеет уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Понятие "социальные потребности" (по другому их еще называют "потребности в причастности") включает в себя чувство социального взаимодействия, привязанности, под-держки и т. д.
Потребности в уважении включают в себя две основные группы: потребности в самоуважении и потребности в уваже¬нии со стороны окружающих.
Сущность потребностей самовыражения состоит в стрем¬лении человека к реализации своих потенциальных возмож¬ностей и индивидуальному развитию.
Все потребности могут быть распо¬ложены в виде иерархической структуры, которая получила название "пирамида потребностей". Схематическое изобра¬жение пирамиды потребностей представлено на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Пирамида потребностей

Процесс создания условий, оказывающих воздействие на потребности человека и позволяющих направить его в нужную для организации сторону, заинтересовать его в ак-тивной и добросовестной работе, старательности при вы¬полнении возложенных на него задач получил название "мо¬тивация".
Термин "мотивация" происходит от французского "мотив", что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, по¬рожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоя¬тельствами. Внешние мотивы называются стимулами. Стимулы могут быть материальными или немате¬риальными.
Материальным стимулом явля¬ется заработная плата. В дополнение к заработной плате может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Нематериальные стимулы могут быть выражены в фор¬ме поощрения (вознаграждения) и иногда наказания. Они не могут воздействовать на текущее поведение, но задают его будущую линию, и люди прекрасно знают, что их ждет, если они будут относиться к выполнению своих обязаннос¬тей надлежащим или ненадлежащим образом.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн