Возникновение административного управления. Теория администрации Файоля

Возникновение административной школы управления главным образом связано с именем Анри Файоля (1825—1925), который является создателем так называемой теории адми-нистрации.
В отличие от создателей школы научного управления Тейлора и Гилберта, которые начинали свою карьеру про¬стыми рабочими и акцентировали свое внимание на совер-шенствовании процесса функционирования организации, Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888—1918) он занимал пост генерального управляюще¬го крупной французской горнодобывающей и металлургичес¬кой компании "Комамбо".
Основные положения концепции Файоля изложены в его работе "Общее и промышленное управление" (1916 г.). В ос¬нове его воззрений лежит положение о том, что любое пред-приятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вто¬рая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.
Файолю принадлежит высказывание о том, что управ¬лять — значит вести предприятие к его цели, извлекая воз¬можности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.
Одной из основных целей административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя ко¬торым, организация несомненно добьется успеха.
Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:
1. Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в от¬дельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального ис¬пользования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
2. Полномочия и ответственность. В современных услови¬ях этот принцип звучит так: полномочия должны соответ¬ствовать ответственности.
3. Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых со¬глашений между фирмой и работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление со-глашений, связывающих фирму и работника, из которых воз¬никают дисциплинарные формальности, т. е. правила пове¬дения работников в конкретных ситуациях.
4. Единоначалие. Каждый работник должен получать рас¬поряжения только от своего непосредственного руководите¬ля. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, ко-торый считал, что рабочие могут подчиняться разным фун¬кциональным руководителям.
5. Единство руководства. Все виды деятельности, пре¬следующие одну и ту же цель, должны осуществляться
под руководством одного начальника и в соответствии с еди¬ным планом.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ста¬виться выше интересов предприятия. Интересы государ¬ства должны быть выше интересов граждан.
7. Вознаграждение — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством при¬менения методов мотивации.
8. Централизация — это рациональное применение кон¬центрации и рассредоточение власти для повышения эффек¬тивности управленческой деятельности.
9. Скалярная цепь (иерархия) — это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует по¬мнить, что специфика современного управления требует на¬личия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных свя¬зей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организа¬ционная система управления. Все остальные организацион¬ные системы предусматривают наряду с вертикальными уп¬равленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, на¬ходящимися на одном уровне управления.
10.Порядок. Файоль подразделял порядок на матери¬альный — "всему свое место и все на свое место" и соци¬альный — "каждому свое место и каждый на своем месте".
11.Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым от¬ношением администрации к подчиненным.
12.Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ве¬дет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одно-временно является причиной и следствием плохого управле¬ния.
13.Инициатива. Разработка плана и его успешная реали¬зация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возмож¬ность проявить личную инициативу и реализовать свой по¬тенциал.
14.Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Фай¬оль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа "разделяй и властвуй". Он подчерки¬вал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.
Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система прин¬ципов никогда не может быть завершена, напротив, она все¬гда остается открытой для дополнений и изменений, осно-ванных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобще¬нии.
Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:
1. Технические и технологические — изготовление гото¬вой продукции.
2. Коммерческие — закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции.
3. Финансовые — привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.
4. Охранные — обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников.
5. Учетные — бухгалтерский учет и отчетность, инвента¬ризация, аудиторские проверки и т. п.
6. Административные — управление персоналом.
Руководство вышеперечисленными операциями в совокуп¬ности Файоль обозначал термином "общее управление". Од¬нако основным предметом исследований были лишь админи-стративные операции. Остальные пять групп операций Фай¬оль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.
Любой процесс состоит из ряда взаимо¬зависимых и последовательно сменяющих друг друга функ¬ций. Заслуга Файоля состоит в том, что он разделил все функции управления на две основные группы: специфичес¬кие и общие.
Содержание специфических функций определяется спе¬цификой управляемого объекта. Например, для промышлен¬ных предприятий характерны следующие специфические функции управления:
Общие функции отражают содержание самого процесса управления независимо от свойств управляемого объекта. К их числу относятся планирование (предвидение), организа¬ция, мотивация, координирование и контроль.
Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для их достижения сред¬ства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффек¬тивные в конкретных ситуациях.
Организация представляет собой формирование структу¬ры объекта управления и обеспечение его всем необходи¬мым для нормальной работы.
Мотивация заключается в активизации работающих по¬средством применения методов экономического и морально¬го стимулирования.
Координирование представляет собой достижение согла¬сованности в работе всех звеньев системы посредством ус¬тановления рациональных связей между ними.
Контроль — это количественная и качественная оценка результатов работы.
Помимо пяти вышеперечисленных функций управления Файоль выделял еще одну — административную, которая имела одно принципиальное отличие, позволяющее рассмат-ривать ее обособленно. Административная функция имеет отношение только к управлению персоналом предприятия.
Для работы с персоналом большое значение имеют лич¬ностные качества менеджера. Файоль разработал перечень таких качеств:
• физическое здоровье;
• интеллектуальные способности;
• моральные качества;
• образование;
• умение работать с людьми;
• компетентность в деятельности предприятия.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн