Оценка эффективности администрированияЭффективность управления представляет собой отноше¬ние совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение.
На эффективность управленческой деятельности оказы¬вает существенное влияние целый ряд факторов, вся сово¬купность которых может быть условно разделена на две ос¬новные группы. В состав первой группы входят факторы, оказывающие прямое непосредственное влияние на эффективность адми¬нистрирования, такие как: • управленческий потенциал организации, т. е. совокуп¬ность всех ресурсов, которыми располагает система управ¬ления; • совокупные затраты на содержание и функционирова¬ние системы управления — определяются характером, спо¬собом организации, технологией и объемом работ по осуще-ствлению функций управления; • эффект управления, т. е. совокупность всех экономи¬ческих, социальных и иных выгод, которые получает орга¬низация в процессе осуществления управленческой деятель¬ности. Вторую группу образуют второстепенные факторы, ока¬зывающие косвенное влияние на эффективность системы управления: • квалификация руководящих работников и исполнителей; • фондовооруженность системы управления, т. е. степень и качество обеспечения управленческих работников вспомо¬гательными средствами (компьютерами, оргтехникой и т. п.); • социально-психологические условия в трудовом коллективе; • организационная культура. Общие показа¬тели характеризуют конечные результаты деятельности организации, а частные — эффективность использования отдельных видов ресурсов. Для оценки эффективности управления коммерческими предприятиями наиболее целесообразно использовать такие общие показатели, как прибыль и рентабельность. Общая сумма прибыли, получаемая предприятием за оп¬ределенный период, обычно складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции, услуг или выпол¬ненных работ определяется как разность между общей сум¬мой выручки от реализации продукции (без налога на до¬бавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на про¬изводство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от прочей реализации определяется как раз¬ность между суммой, полученной от реализации имуще¬ства или иных материальных ценностей предприятия, и их остаточной стоимостью. Прибыль от внереализационных операций рассчитывает¬ся как разность между доходами и расходами по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия или его имущества. В состав доходов от внереализационных операций входят: • доходы от финансовых вложений предприятия в цен¬ные бумаги; • доходы от сдаваемого в аренду имущества; • сальдо полученных и уплаченных штрафов; • положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; • поступления сумм в счет погашения дебиторской за¬долженности, списанной в прошлые годы в убыток; • прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в от¬четном году; • суммы, поступившие от покупателей по перерасче¬там за продукцию, реализованную в прошлом году; • проценты, полученные по счетам предприятия в кре¬дитных учреждениях. Внереализационные расходы предприятия образуются в результате суммирования: • недостач и убытков от потери материальных ценностей и денежных средств; • отрицательных курсовых сальдо по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; • убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; • списания дебиторской задолженности; • некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий; • затрат по аннулируемым заказам; • судебных издержек; • затрат на содержание законсервированных производ¬ственных мощностей. Полученная предприятием балансовая прибыль распреде¬ляется между государством и предприятием. После внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль в распоря-жении предприятия остаются денежные средства, которые и образуют его чистую прибыль. Чистая прибыль предприя¬тия направляется в фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд. Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ. Основной целью факторного анализа яв¬ляется оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые ре¬зультаты ряда факторов, в число которых входят: • рост или снижение себестоимости продукции; • рост или снижение объемов реализации; • повышение качества и расширение ассортимента вы¬пускаемой продукции; • выявление резервов увеличения прибыли. Рентабельность определяется как при¬быль, получаемая с каждого рубля затраченных средств. Система показателей рентабельности складывается исхо¬дя из состава имущества предприятия и проводимых пред¬приятием хозяйственных операций. 1. Рентабельность имущества предприятия — определяет¬ся как отношение чистой прибыли к средней величине акти¬вов предприятия. 2. Рентабельность внеоборотных активов — представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине вне¬оборотных активов. 3. Рентабельность оборотных активов — рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине оборот¬ных активов. 4. Рентабельность инвестиций — отношение прибыли от инвестиционных проектов к долгосрочным затратам на их реализацию. 5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к величине собственного капитала. 6. Рентабельность заемных средств — определяется как отношение платы за пользование кредитами к общей сум¬ме долгосрочных и краткосрочных кредитов. 7. Рентабельность реализованной продукции — отноше¬ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции. С точки зрения оценки эффективности функционирования все некоммерческие орга¬низации можно условно разделить на две основные группы: 1) организации, результаты деятельности которых можно оценить с помощью экономических показателей; 2) организации, результаты деятельности которых вы¬ражены в неэкономических величинах, таких как снижение уровня заболеваемости или преступности, повышение уровня образования, улучшение экологической обстановки и т. д. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |