Оценка эффективности администрирования

Эффективность управления представляет собой отноше¬ние совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение.
На эффективность управленческой деятельности оказы¬вает существенное влияние целый ряд факторов, вся сово¬купность которых может быть условно разделена на две ос¬новные группы.
В состав первой группы входят факторы, оказывающие прямое непосредственное влияние на эффективность адми¬нистрирования, такие как:
• управленческий потенциал организации, т. е. совокуп¬ность всех ресурсов, которыми располагает система управ¬ления;
• совокупные затраты на содержание и функционирова¬ние системы управления — определяются характером, спо¬собом организации, технологией и объемом работ по осуще-ствлению функций управления;
• эффект управления, т. е. совокупность всех экономи¬ческих, социальных и иных выгод, которые получает орга¬низация в процессе осуществления управленческой деятель¬ности.
Вторую группу образуют второстепенные факторы, ока¬зывающие косвенное влияние на эффективность системы управления:
• квалификация руководящих работников и исполнителей;
• фондовооруженность системы управления, т. е. степень и качество обеспечения управленческих работников вспомо¬гательными средствами (компьютерами, оргтехникой и т. п.);
• социально-психологические условия в трудовом коллективе;
• организационная культура.
Общие показа¬тели характеризуют конечные результаты деятельности организации, а частные — эффективность использования отдельных видов ресурсов.
Для оценки эффективности управления коммерческими предприятиями наиболее целесообразно использовать такие общие показатели, как прибыль и рентабельность.
Общая сумма прибыли, получаемая предприятием за оп¬ределенный период, обычно складывается из прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочей реализации и прибыли от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции, услуг или выпол¬ненных работ определяется как разность между общей сум¬мой выручки от реализации продукции (без налога на до¬бавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на про¬изводство и реализацию, включаемых в себестоимость.
Прибыль от прочей реализации определяется как раз¬ность между суммой, полученной от реализации имуще¬ства или иных материальных ценностей предприятия, и их остаточной стоимостью.
Прибыль от внереализационных операций рассчитывает¬ся как разность между доходами и расходами по операциям, не связанным с реализацией продукции предприятия или его имущества.
В состав доходов от внереализационных операций входят:
• доходы от финансовых вложений предприятия в цен¬ные бумаги;
• доходы от сдаваемого в аренду имущества;
• сальдо полученных и уплаченных штрафов;
• положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
• поступления сумм в счет погашения дебиторской за¬долженности, списанной в прошлые годы в убыток;
• прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в от¬четном году;
• суммы, поступившие от покупателей по перерасче¬там за продукцию, реализованную в прошлом году;
• проценты, полученные по счетам предприятия в кре¬дитных учреждениях.
Внереализационные расходы предприятия образуются в результате суммирования:
• недостач и убытков от потери материальных ценностей и денежных средств;
• отрицательных курсовых сальдо по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
• убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
• списания дебиторской задолженности;
• некомпенсируемых потерь от стихийных бедствий;
• затрат по аннулируемым заказам;
• судебных издержек;
• затрат на содержание законсервированных производ¬ственных мощностей.
Полученная предприятием балансовая прибыль распреде¬ляется между государством и предприятием. После внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль в распоря-жении предприятия остаются денежные средства, которые и образуют его чистую прибыль. Чистая прибыль предприя¬тия направляется в фонд накопления, фонд потребления и резервный фонд.
Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ. Основной целью факторного анализа яв¬ляется оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые ре¬зультаты ряда факторов, в число которых входят:
• рост или снижение себестоимости продукции;
• рост или снижение объемов реализации;
• повышение качества и расширение ассортимента вы¬пускаемой продукции;
• выявление резервов увеличения прибыли.
Рентабельность определяется как при¬быль, получаемая с каждого рубля затраченных средств.
Система показателей рентабельности складывается исхо¬дя из состава имущества предприятия и проводимых пред¬приятием хозяйственных операций.
1. Рентабельность имущества предприятия — определяет¬ся как отношение чистой прибыли к средней величине акти¬вов предприятия.
2. Рентабельность внеоборотных активов — представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине вне¬оборотных активов.
3. Рентабельность оборотных активов — рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней величине оборот¬ных активов.
4. Рентабельность инвестиций — отношение прибыли от инвестиционных проектов к долгосрочным затратам на их реализацию.
5. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
6. Рентабельность заемных средств — определяется как отношение платы за пользование кредитами к общей сум¬ме долгосрочных и краткосрочных кредитов.
7. Рентабельность реализованной продукции — отноше¬ние чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
С точки зрения оценки эффективности функционирования все некоммерческие орга¬низации можно условно разделить на две основные группы:
1) организации, результаты деятельности которых можно оценить с помощью экономических показателей;
2) организации, результаты деятельности которых вы¬ражены в неэкономических величинах, таких как снижение уровня заболеваемости или преступности, повышение уровня образования, улучшение экологической обстановки и т. д.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн