Управление конфликтами и стрессами

В наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречивых интересов.
Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конф¬ликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство.
Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую инте¬ресы группы, организации и т. п.
Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов:
1. Внутриличностный — возникает в силу того, что тре¬бования организации не совпадают с личностными потреб¬ностями.
2. Межличностный — психологическое столкновение лю¬дей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вер¬тикальные.
3. Между личностью и группой — возникают, когда лич¬ность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы.
4. Межгрупповой — конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами.
В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие моменты:
1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время.
2. Доминирование — применяется, когда цель первосте¬пенна.
3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в кол¬лективе важнее целей соперников.
В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы:
1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время.
2. Доминирование — применяется руководителем по от¬ношению к подчиненным при необходимости быстрого реаги¬рования.
3. Компромисс — применяется в случаях, когда обе сто¬роны убеждены, что сближение невозможно.
Стресс — это состояние напряженности, которое возни¬кает у личности под влиянием внешних воздействий.
В зависимости от вида и характера стрессы и дистрессы бывают:
1. Физиологические — возникают, когда происходит на¬копление критической массы усталости.
2. Психологические, которые в свою очередь подразделя¬ются на следующие:
а) информационные — результат информационных пере¬грузок;
б) эмоциональные — проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды.
Существуют два подхода к нейтрализации стрессов:
1. Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов.
2. Принимать конкретные меры индивидуального харак¬тера, например, разрабатывать и внедрять программы пси¬хологической разгрузки.
Глава V. Методы административного менеджмента

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн