Управление конфликтами и стрессамиВ наиболее общем виде конфликт можно определить как столкновение противоречивых интересов.
Любой конфликт начинается с конфликтной ситуации, которая состоит из участников конфликта и объекта конф¬ликта, то есть причины, из-за которой оппоненты вступают в противоборство. Оппоненты вступают в конфликт, обладая разной силой, которая и определяет возможность победы. Характеристика этой силы называется рангом оппонента. Оппонентом 1-го ранга называют человека, выступающего от собственного имени и преследующего собственные цели. Оппонентом 2-го ранга называют личность, преследующую групповые цели. Оппонентом 3-го ранга — личность, преследующую инте¬ресы группы, организации и т. п. Психологи выделяют четыре основных вида конфликтов: 1. Внутриличностный — возникает в силу того, что тре¬бования организации не совпадают с личностными потреб¬ностями. 2. Межличностный — психологическое столкновение лю¬дей с разными взглядами. Делятся на горизонтальные и вер¬тикальные. 3. Между личностью и группой — возникают, когда лич¬ность имеет интересы и позиции, отличные от интересов всей группы. 4. Межгрупповой — конфликты между формальными и неформальными группами, а также между организацией и отдельными группами. В стратегии разрешения конфликтов можно выделить следующие моменты: 1. Уклонение от конфликта с целью выиграть время. 2. Доминирование — применяется, когда цель первосте¬пенна. 3. Капитулянтство — имеет место, когда отношения в кол¬лективе важнее целей соперников. В тактике разрешения конфликтов выделяют следующие способы: 1. Поддержание нейтралитета — такая тактика может применяться для того, чтобы выиграть время. 2. Доминирование — применяется руководителем по от¬ношению к подчиненным при необходимости быстрого реаги¬рования. 3. Компромисс — применяется в случаях, когда обе сто¬роны убеждены, что сближение невозможно. Стресс — это состояние напряженности, которое возни¬кает у личности под влиянием внешних воздействий. В зависимости от вида и характера стрессы и дистрессы бывают: 1. Физиологические — возникают, когда происходит на¬копление критической массы усталости. 2. Психологические, которые в свою очередь подразделя¬ются на следующие: а) информационные — результат информационных пере¬грузок; б) эмоциональные — проявляются в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Существуют два подхода к нейтрализации стрессов: 1. Внести изменения в менеджмент, чтобы устранить базу стрессов. 2. Принимать конкретные меры индивидуального харак¬тера, например, разрабатывать и внедрять программы пси¬хологической разгрузки. Глава V. Методы административного менеджмента Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |