Организационно-распорядительные методы управленияСущность организационно-распорядительных методов со¬стоит в том, что любая совместная деятельность людей долж¬на быть надлежащим образом организована, т. е. спроектиро¬вана, нацелена, регламентирована, а также снабжена необ¬ходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.
К организационно-распорядительным методам управления относятся: • подбор, расстановка и работа с кадрами; • организационное регламентирование (нормирование); • организационное планирование; • организационное распорядительство; • делегирование полномочий и распределение ответ¬ственности; • организационный инструктаж; • организационное распорядительство; • контроль исполнения; • организационный анализ; • организационное проектирование; • обобщение организационного опыта. Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя: • составление методик и профессиограмм для оценки де¬ловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников; • разработку типовых документов для оформления при¬ема на работу и учета кадров; • создание систем и документации по аттестации и тари¬фикации кадров; учет кадров; • периодическую аттестацию руководителей и специалистов; • разработку методик по обследованию кадров, регули¬рованию личного состава, созданию кадрового резерва; • принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести. Организационное нормирование (регламентирование) на¬правлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процес¬сов на предприятии и управления ими. Организационный рег¬ламент включает в себя: — номенклатурно-классификационные нормативы (мате¬риалов, покупных деталей, инструментов и т. п.); — организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандар¬ты, условия, маршруты движения предметов труда, режи¬мы обработки, оснастка и т. п.); — организационно-структурные нормативы (схемы под¬чинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отде¬лах (службах), типовые функционально-должностные ин¬струкции и т. п.); — оперативно- календарные нормативы, регламенти¬рующие протекание процессов на предприятии; — административно-организационные нормативы (пра¬вила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.). Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходи¬мо обеспечить выполнение ряда требований к организацион¬ному нормированию (регламентированию): а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффек¬тивными санкциями за нарушение норм (правил); б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта; в) нормы (правила) должны быть оптимальными; г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей; д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности. Организационные нормативы разрабатываются и утвер¬ждаются на следующих уровнях управляющей системы: — на уровне предприятия; — на уровне местных органов управления; — на федеральном уровне. Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным .путем определить: — какой объем работы необходимо затратить, чтобы дос¬тичь цели, поставленной перед соответствующим подразде¬лением управленческого аппарата или отдельным исполни¬телем; — какова длительность в календарном отношении от¬дельных управленческих операций и процедур; — каковы потребности работников управленческого аппа¬рата в средствах и предметах труда. Ответ на указанные вопросы дает возможность соста¬вить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в ка¬кие сроки, с какими затратами труда и средств. Делегирование полномочий и распределение ответствен¬ности занимает центральное место в системе организацион¬но-распорядительных методов управления. Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения. Делегирование задач и полномочий порождает в органи¬зации проблему распределения ответственности. Ответствен¬ность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности. При этом различают ответственность исполнителя (обя¬зательство работника выполнять делегированные ему зада¬чи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты тру¬да подчиненных ему работников). Существуют следующие виды организационных полно¬мочий: 1. Линейные — дают право непосредственного единолич¬ного командования. 2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие: а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консуль¬тациями; б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соот¬ветствующими подразделениями аппарата проекты готовя¬щихся к принятию решений. 3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции. 4. Параллельные полномочия — право отклонять реше¬ния линейного руководителя. Рациональное распределение полномочий и ответственно¬сти позволяет осуществлять проверку возможностей выполне¬ния работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполните¬лям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.). Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе. 0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомога¬тельным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляю¬щей и в управляемой системах в целях обеспечения техни¬ческого, организационного и экономического регулирова¬ния; помощь исполнителям в устранении возникающих труд¬ностей в процессе исполнения управленческих решений. Организационный контроль предполагает контроль: ис¬полнения решений, распоряжений вышестоящей органи¬зации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (ру¬ководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических ре¬жимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий. Организационный анализ осуществляется в процессе ис¬следования системы управления и служит информационной ба¬зой для организационного проектирования. Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осу¬ществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку моде¬ли структуры или процесса. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |