Административно-распорядительные методы управленияАдминистративно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из боль¬шого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня.
Административно-распорядительные методы воздействия призваны: 1. Обеспечить организационную четкость, дисциплиниро¬ванность и эффективность работы управленческого аппарата. 2. Поддерживать необходимый распорядок в работе пред¬приятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц. 3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения. Административно-распорядительное воздействие в отли¬чие от экономических методов, действующих на объект уп¬равления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и пря¬мо воздействует на поведение объекта управления. Административно-распорядительные методы представля¬ют собой систему способов и приемов, обеспечивающих це¬ленаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации. Административно-распорядительные методы управления опираются: 1) на систему законодательных актов федерального и ме¬стного значения; 2) на нормативно-директивные и методические докумен¬ты организации (приказы, распоряжения и указания руково¬дителя); 3) на планы, программы и задания; 4) на оперативное руководство. В систему законодательных актов входят конституцион¬ные и федеральные законы, указы президента, постановле¬ния правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной вла¬сти для обязательного применения на территории всей стра¬ны и ее отдельных субъектов. Законодательные акты федерального значения должны быть объединены в систему, основными целями которой яв¬ляются: повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природ¬ных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов; применение совре-менных методов экономического регулирования и менедж¬мента. В систему законодательных актов регионов входят анало¬гичные федеральным акты, дополняющие и подробнее рас¬крывающие их сущность. Основное требование, предъявля-емое к региональным нормативным актам, — это отсутствие противоречий федеральному законодательству. В систему нормативно-директивных и методических до¬кументов организации входят стандарты, методики, поло¬жения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме. Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, так как они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации. Выделяются пять основных форм власти: 1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель ве¬рит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо на-сущной потребности. 2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. 3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияю¬щий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность. 4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для ис¬полнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. 5. Законная (традиционная) власть. Исполнитель ве¬рит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им. Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понима¬ется любое поведение одного человека, которое вносит из¬менения в поведение, отношение и ощущения другого чело¬века. Две формы влияния, которые могут побудить исполни¬теля к активному сотрудничеству — это убеждение и участие. Убеждение — это эффективная передача своей точки зрения, а участие — форма влияния, при которой руково¬дитель не делает никаких усилий, чтобы навязать подчи¬ненному свою волю, а просто направляет его усилия и спо¬собствует свободному обмену информацией. Глава VI. Проектирование и создание организаций Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |