Развитие идей Файоля в трудах его последователейОсновными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли.
Английский исследователь Линдал Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, коор¬динацию, отчетность и составление бюджета. Как и Файоль, Урвик имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Англии. Урвик разработал принципы построения формальной орга¬низации, которые актуальны и в наши дни: ¦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров. ¦ Создание специального и "генерального" штабов. Ос¬новной функцией специального штаба должна быть разра¬ботка рекомендаций для руководителя. Задачей "генераль¬ного" штаба является подготовка и передача приказов ру¬ководителя, контроль и координация текущей работы. ¦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой ли¬нейный руководитель должен иметь власть, соответствую¬щую и равную ответственности. ¦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно под¬чиненных руководителю). Диапазон контроля находится в силь¬ной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентиро¬ван. Рекомендованная Урвиком норма управляемости состав¬ляет 5—6 человек. ¦ Специализация. Урвик выделял три типа специализа¬ции работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географичес¬кому признаку. ¦ Определенность. Для обеспечения определенности в де¬ятельности организации необходимо, чтобы по каждой дол¬жности были в письменном виде определены права, обязан¬ности и ответственность (прототип современных должност¬ных инструкций). Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель: I. Харизматический — организацию возглавляет руко¬водитель с исключительно привлекательными личностны¬ми качествами. II.Традиционный — в случае смены руководителя в орга¬низации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера. III.Идеальный (бюрократический) — основан на специ¬альном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Вебер считал, что только бюрократический тип организа¬ции в состоянии обеспечить максимальную эффективность про¬изводства. Результаты своих исследований он из¬ложил в работе "Теория социально-экономической организации". Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, спе¬циализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров). Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерар¬хии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа при¬надлежит различного рода "бюро", основные функции кото¬рых являются неизменными и не зависят от мнения и взгля¬дов отдельных работников. Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации: ¦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением. ¦ Каждый руководитель наделяется формально закреп¬ленной властью, основанной на принципе иерархии. ¦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, оп¬ределяющих порядок работы и ответственность каждого члена организации. ¦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным. ¦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая сти¬мулирование работников. "Каждый работник должен зани¬мать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по слу¬жебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулиро¬вание необходимо производить с помощью системы заработ¬ной платы, продвижения по службе, установления пенсий. Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и рас-поряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленчес¬кой цепи; принцип "единства распорядительства", устанав-ливающий, что подчиненный должен получать приказы толь¬ко от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирова¬ния организации, отсекая менее важные и второстепенные. К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей рабо¬те "Наука и практика управления". К числу указанных функций он относит проектирование, обо¬рудование, распорядительство, учет и оперирование. Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектиро¬вания следующие основные этапы: • расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали; • разработку технологических процессов изготовления уз¬лов и деталей; • координацию работ по проектированию продукции; • проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции; • выбор сырья и материалов; • организацию конструкторского бюро. Оборудование предполагает оснащение предприятия не¬обходимыми основными фондами, а также построение гене¬рального плана предприятия. Для органи¬зации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, ма¬териалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов вы¬пуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д. Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установоч¬ный этап распорядительства предполагает разработку опре¬деленной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые бу¬дут эти обязанности исполнять. Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на тех¬нический и счетоводный (т. е. бухгалтерский). Оперирования заключается в переработке сы¬рья и материалов в готовую продукцию. Научные достижения Черча сыграли важную роль в про¬цессе становления науки об управлении производством. Мно¬гие его рекомендации актуальны и в настоящее время. Существенный вклад в развитие административной шко¬лы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изло¬жены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функциони¬рования любой организации. Достижение общей цели воз¬можно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача ру¬ководства организации заключается в направлении всех уси¬лий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения прин¬ципов иерархии власти, разделения труда и координации. Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах: 1.функциональное разделение труда; 2.скалярная цепь команд; 3.единство распорядительства; 4.диапазон контроля. Административная школа менеджмента вообще отлича¬ется игнорированием отдельного человека и его потребнос¬тей. За это ее представители часто подвергаются справедли¬вой критике. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |