Развитие идей Файоля в трудах его последователей

Основными последователями Файоля, развивавшими и углублявшими его учение, являются Л. Урвик, М. Вебер, Г. Черч, Дж. Муни и А. Рейли.
Английский исследователь Линдал Урвик, как и Файоль, уделял большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, коор¬динацию, отчетность и составление бюджета.
Как и Файоль, Урвик имел большой опыт практической работы в области управления. Он был консультантом по вопросам менеджмента в Англии.
Урвик разработал принципы построения формальной орга¬низации, которые актуальны и в наши дни:
¦ Соответствие людей структуре, т. е. вначале следует разработать структуру, а затем приступать к подбору кадров.
¦ Создание специального и "генерального" штабов. Ос¬новной функцией специального штаба должна быть разра¬ботка рекомендаций для руководителя. Задачей "генераль¬ного" штаба является подготовка и передача приказов ру¬ководителя, контроль и координация текущей работы.
¦ Сопоставимость прав и ответственности, т. е. любой ли¬нейный руководитель должен иметь власть, соответствую¬щую и равную ответственности.
¦ Диапазон контроля (число лиц, непосредственно под¬чиненных руководителю). Диапазон контроля находится в силь¬ной зависимости от личных качеств и способностей руководителя, поэтому он не может быть жестко регламентиро¬ван. Рекомендованная Урвиком норма управляемости состав¬ляет 5—6 человек.
¦ Специализация. Урвик выделял три типа специализа¬ции работников управленческого труда: по цели, характеру выполняемых операций, типу потребителя или географичес¬кому признаку.
¦ Определенность. Для обеспечения определенности в де¬ятельности организации необходимо, чтобы по каждой дол¬жности были в письменном виде определены права, обязан¬ности и ответственность (прототип современных должност¬ных инструкций).
Вебер различает три типа организаций, в зависимости от характера власти, которой обладает руководитель:
I. Харизматический — организацию возглавляет руко¬водитель с исключительно привлекательными личностны¬ми качествами.
II.Традиционный — в случае смены руководителя в орга¬низации все работники по традиции подчиняются новому человеку, заменившему прежнего лидера.
III.Идеальный (бюрократический) — основан на специ¬альном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Вебер считал, что только бюрократический тип организа¬ции в состоянии обеспечить максимальную эффективность про¬изводства. Результаты своих исследований он из¬ложил в работе "Теория социально-экономической организации".
Появление бюрократического типа организации сопряжено с возникновением особого социального слоя работников, спе¬циализирующихся в области управления (профессиональных менеджеров).
Для бюрократии характерно наличие вертикальной иерар¬хии, основанной на административных методах управления. Главная роль в организациях бюрократического типа при¬надлежит различного рода "бюро", основные функции кото¬рых являются неизменными и не зависят от мнения и взгля¬дов отдельных работников.
Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации:
¦ Вся деятельность организации должна быть расчленена на простейшие операции, каждая из которых формально закрепляется за конкретным подразделением.
¦ Каждый руководитель наделяется формально закреп¬ленной властью, основанной на принципе иерархии.
¦ Наличие четких правил, инструкций и стандартов, оп¬ределяющих порядок работы и ответственность каждого члена
организации.
¦ Справедливое отношение к клиентам и подчиненным.
¦ Определенная кадровая политика, обеспечивающая сти¬мулирование работников. "Каждый работник должен зани¬мать должность в соответствии со своей квалификацией и компетентностью и должен быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение работников по слу¬жебной лестнице должно осуществляться в зависимости от продолжительности и успешности его работы в организации или же с учетом обоих факторов. Материальное стимулиро¬вание необходимо производить с помощью системы заработ¬ной платы, продвижения по службе, установления пенсий.
Основным достоинством теории Вебера по праву можно считать разработанные им и его последователями принцип "скалярной цепи", согласно которому передача команд и рас-поряжений осуществляется последовательно с высших на низшие уровни управления по определенной управленчес¬кой цепи; принцип "единства распорядительства", устанав-ливающий, что подчиненный должен получать приказы толь¬ко от одного начальника; принцип "исключения рутинных проблем", позволяющий руководителям сосредотачиваться на решении действительно важных вопросов функционирова¬ния организации, отсекая менее важные и второстепенные.
К недостаткам учения Вебера можно отнести следующее. Вебер рассматривал не всю организацию в целом, а лишь отдельные ее элементы.
В отличие от Вебера, Черч основное внимание уделял изучению проблем управления производством. В своей рабо¬те "Наука и практика управления".
К числу указанных функций он относит проектирование, обо¬рудование, распорядительство, учет и оперирование.
Проектирование призвано определить формы, размеры и свойства продукции. Черч выделял в функции проектиро¬вания следующие основные этапы:
• расчленение проектируемой продукции на отдельные узлы и детали;
• разработку технологических процессов изготовления уз¬лов и деталей;
• координацию работ по проектированию продукции;
• проведение мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции;
• выбор сырья и материалов;
• организацию конструкторского бюро.
Оборудование предполагает оснащение предприятия не¬обходимыми основными фондами, а также построение гене¬рального плана предприятия. Для органи¬зации производства необходимо решение таких вопросов, как организация складов, определение потребности в сырье, ма¬териалах и полуфабрикатах, прогнозирование объемов вы¬пуска продукции, установка оборудования для изготовления намеченного количества продукции и т. д.
Распорядительство представляет собой координирование всех прочих функций. Черч рассматривал распорядительство с двух сторон: установочной и административной. Установоч¬ный этап распорядительства предполагает разработку опре¬деленной схемы обязанностей. На административном этапе осуществляется подбор и расстановка кадров, которые бу¬дут эти обязанности исполнять.
Учет заключается в отражении всего происходящего на предприятии. По мнению Черча, учет подразделяется на тех¬нический и счетоводный (т. е. бухгалтерский).
Оперирования заключается в переработке сы¬рья и материалов в готовую продукцию.
Научные достижения Черча сыграли важную роль в про¬цессе становления науки об управлении производством. Мно¬гие его рекомендации актуальны и в настоящее время.
Существенный вклад в развитие административной шко¬лы менеджмента внесли такие видные ее представители, как Дж. Муни и А. Рейли. Их взгляды на управление изло¬жены в работе "Принципы организации" (1939 г.). В указанной работе дано определение организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели.
По мнению Дж. Муни и А. Рейли, определение цели является непременным условием нормального функциони¬рования любой организации. Достижение общей цели воз¬можно лишь при наличии полного взаимопонимания среди работников организации. Следовательно, основная задача ру¬ководства организации заключается в направлении всех уси¬лий работников на достижение общей цели. Этого можно достичь при условии неукоснительного соблюдения прин¬ципов иерархии власти, разделения труда и координации.
Основным результатом научных разработок Файоля и его последователей является административная (классическая) модель организации, базирующаяся на четырех основных принципах:
1.функциональное разделение труда;
2.скалярная цепь команд;
3.единство распорядительства;
4.диапазон контроля.
Административная школа менеджмента вообще отлича¬ется игнорированием отдельного человека и его потребнос¬тей. За это ее представители часто подвергаются справедли¬вой критике.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн