Выбор оптимальной структуры управления организации

Организационная структура управления — это целост¬ная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и субъекта управления. Она отражает строение системы управления организацией, т. е. распределение подразделений фирмы по уровням управления в их взаимосвязи. В зависимости от соотношения уровней управления и структурных подразделений все виды органи¬зационных структур можно разделить на две основные груп¬пы. К первой группе относятся традиционные, или бюрокра¬тические, структуры управления, ко второй — адаптивные, или органические.
Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональ¬ной бюрократии таковы:
1) четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;
2) иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
3) наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обя¬занностей;
4) дух формальной обезличенности, характерной для вы¬полнения официальными лицами своих обязанностей;
5) осуществление найма на работу в соответствии с ква¬лификационными требованиями по данной должности, а не с субъективными оценками.
Главные отличительные черты бюрократического типа структуры управления — рациональность, ответственность и иерархичность. Сам Макс Вебер считал центральным пун¬ктом концепции — исключение смешения "человека" и "дол¬жности", ибо состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность особенно в крупных и сверхкрупных органи¬зациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную чет¬кую работу больших коллективов людей, работающих на еди¬ную цель.
Основными видами бюрократических структур управле¬ния являются линейная, функциональная, линейно-функци¬ональная структуры.
Линейная организационная структура характеризуется тем, что руководители подразделений низших ступеней уп¬равления непосредственно подчиняются одному руководите¬лю более высокого уровня и связаны с вышестоящей систе¬мой только через него.

Рис. 6.1. Линейная структура управления организации

Линейные структуры управления применяются в органи¬зациях, состоящих из рабочих групп, выполняющих одина¬ковые функции. При этом деление организации на группы производится по количественному признаку в соответствии с принципом диапазона контроля.
Функциональной структуры является то, что каждый руководитель имеет пра¬во давать указания только по вопросам, входящим в его ком¬петенцию, т. е. в рамках своей четко определенной функции.

Рис. 6.2. Функциональная организационная структура

Как показано на рисунке, заместитель директора по производству имеет право отдавать указания только по вопросам, касающимся производства продукции. Замес¬титель директора по экономике осуществляет текущее ру¬ководство экономической деятельностью предприятия. Началь¬ник конструкторского отдела несет ответственность за раз¬работку новых видов продукции. Начальник технологического отдела — за составление технологических процессов. Началь¬ники финансового и планового отделов — соответственно за финансовую деятельность и составление текущих и перспек¬тивных планов деятельности организации.
Линейно-функциональные структуры управления отличаются тем, что линейные руководители имеют право отда¬вать распоряжения и принимать решения при участии функ-циональных служб.
Реальный переход к органическому типу структуры уп¬равления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации, ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально просматривают характер взаимоотношений с другими компаниями.
Наиболее значительные различия между двумя типами структур управления показаны в таблице.

Сравнительная характеристика типов организационных структур управления
Бюрократический тип Органический тип
Четко определенная иерархия (груп-повых или индивидуальных) Постоянная смена лидеров в зави-симости от решаемых проблем
Система обязанностей и прав Система норм и ценностей, форми-руемая в процессе обсуждений и со-гласований
Разделение каждой задачи на ряд процедур Процессный подход к решению про-блем
Обезличенность во взаимоотноше-ниях Возможность саморазвития, самовы-ражения
Жесткое разделение трудовых обя-занностей Временное закрепление работы и функций за интегрированными про-ектными группами

К адаптивным можно отнести программно-целевую, мат¬ричную и матрично-штабную организационные структуры.
Программно-целевая структура управления широко при¬меняется в научно-исследовательских и экспериментальных организациях, создаваемых на временной основе для реше¬ния какой-либо конкретной задачи или выполнения програм¬мы.
Матричная организационная структура близка по сво¬им свойствам к программно-целевой. Принципиальное отли¬чие состоит в том, что проектная группа формируется ис¬ключительно из работников организации, которые во время работы над заданием подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в ко¬торых они работают постоянно.
Сама матричная структура управления представляет со¬бой широкую сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в резуль¬тате взаимодействия руководителей проектов с руководите¬лями функциональных подразделений.
Сравнительная характеристика программно-целевой и мат¬ричной организационных структур представлена на рис. 6.3.
а) Программно-целевая структура

б) Матричная структура

Рис. 6.3. Программно-целевая и матричная структуры управления

На схеме цифрами обозначены: 1 — руководитель проек¬та; 2 — работники проектной группы; 3 — руководители фун¬кциональных подразделений.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн