Содержание и сущность общих законов управленияК общим законам управления относятся:
1. Закон соответствия социального содержания управле¬ния форме осуществления деятельности, являющейся объек¬том управления. 2. Закон преимущественной эффективности сознательно¬го и планомерного управления. 3. Закон единства системы управления. 4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем. 5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об¬ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами. 6. Закон единства действий законов управления. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру¬дом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи¬ческом. С технической точки зрения управление можно рассмат¬ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ¬никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен¬ные особенности организации управления. При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте-ресах осуществляется управление. В социальном плане уп¬равление представляет собой отношения между собственни¬ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле¬ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда. Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе¬мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль¬но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля¬цией протекающих в них экономических процессов. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще¬ства. Непосредственная связь производства с потреблением (со¬циальный маркетинг), задач управления с интересами работ¬ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис-креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф-фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов¬ных потребностей населения. Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо¬ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис¬тема разделена на иерархические уровни управления, каж¬дый из которых представляет собой подсистему (или сово¬купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования. Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает: • четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров; • скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после¬довательном порядке; • наличие формальных правил и норм поведения персонала; • подбор кадров в соответствии с квалификационными тре¬бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот¬ветствующих справочниках или должностных инструкциях. Сущность закона соотносительности управляющей и уп¬равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю¬чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо¬зяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделе¬ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек¬том управления. Объект и субъект управления оформлены в определен¬ные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей¬ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви¬тия субъекта управления, что выражается в совершенство¬вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек¬тивность совместной деятельности. Соотносительность управляющей и управ¬ляемой систем — это тип отношений, в основе которого ле¬жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни¬ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п. Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при¬роде отношений между ее подсистемами заключается в сле¬дующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сиг¬налов на выполнение соответствующих действий управляе¬мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре¬шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Управляющее воздействие со стороны органа управле¬ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек¬том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон¬троля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Таким образом, любой процесс управления должен вклю¬чать в себя четыре основные составляющие, как это показа¬но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся: • входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион¬ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп¬равляемой; • преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму; • результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы; • влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те¬кущем состоянии и функционировании объекта управления. Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ¬ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа-ции предъявляются три основных требования. Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб¬щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи-ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес¬кой лестницы. Второе требование заключается в том, что формы обрат¬ной связи должны позволять компенсировать влияние на си¬стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной. Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода. Оптимальное функционирование и развитие любой сис¬темы управления возможно лишь при условии наиболее пол¬ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба. Суть закона единства действий законов управления состо¬ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко-торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины¬ми словами, законы управления непосредственно взаимодей¬ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова¬ния всей системы законов управления в совокупности. Главная страница =>к оглавлению сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн |