Содержание и сущность общих законов управления

К общим законам управления относятся:
1. Закон соответствия социального содержания управле¬ния форме осуществления деятельности, являющейся объек¬том управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательно¬го и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об¬ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру¬дом работников, с другой — отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.
Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи¬ческом.
С технической точки зрения управление можно рассмат¬ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ¬никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен¬ные особенности организации управления.
При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте-ресах осуществляется управление. В социальном плане уп¬равление представляет собой отношения между собственни¬ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле¬ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.
Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе¬мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль¬но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля¬цией протекающих в них экономических процессов.
Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще¬ства.
Непосредственная связь производства с потреблением (со¬циальный маркетинг), задач управления с интересами работ¬ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис-креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф-фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов¬ных потребностей населения.
Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо¬ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис¬тема разделена на иерархические уровни управления, каж¬дый из которых представляет собой подсистему (или сово¬купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:
• четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;
• скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после¬довательном порядке;
• наличие формальных правил и норм поведения персонала;
• подбор кадров в соответствии с квалификационными тре¬бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот¬ветствующих справочниках или должностных инструкциях.
Сущность закона соотносительности управляющей и уп¬равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю¬чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо¬зяйственная деятельность организации. Субъект управления — это соответствующие органы или структурные подразделе¬ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек¬том управления.
Объект и субъект управления оформлены в определен¬ные системы — управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей¬ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви¬тия субъекта управления, что выражается в совершенство¬вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек¬тивность совместной деятельности.
Соотносительность управляющей и управ¬ляемой систем — это тип отношений, в основе которого ле¬жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни¬ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при¬роде отношений между ее подсистемами заключается в сле¬дующем.
Управление состоит в подаче субъектом управления сиг¬налов на выполнение соответствующих действий управляе¬мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре¬шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Управляющее воздействие со стороны органа управле¬ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек¬том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон¬троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Таким образом, любой процесс управления должен вклю¬чать в себя четыре основные составляющие, как это показа¬но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:
• входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион¬ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп¬равляемой;
• преобразование входного воздействия — заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму;
• результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;
• влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те¬кущем состоянии и функционировании объекта управления.

Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации

Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ¬ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа-ции предъявляются три основных требования.
Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб¬щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи-ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес¬кой лестницы.
Второе требование заключается в том, что формы обрат¬ной связи должны позволять компенсировать влияние на си¬стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.
Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.
Оптимальное функционирование и развитие любой сис¬темы управления возможно лишь при условии наиболее пол¬ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.
Суть закона единства действий законов управления состо¬ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко-торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины¬ми словами, законы управления непосредственно взаимодей¬ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова¬ния всей системы законов управления в совокупности.

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн