Система основных понятий (тезаурус) учебной дисциплины


Для обстоятельного научного описания и анализа внутригрупповых явлений и процессов требуется значительное количество понятий. При этом 12-15 терминов имеют особое значение и составляют ядро тезауруса.
Личность – индивид, включенный в систему общественных отношений, носитель биологических (природных) и культурно обусловленных качеств, или сущностных сил, реализуемых в процессе общения с другими индивидами (субъектами).
Группа – ограниченная в размерах совокупность индивидов, выделяемая из общности людей (социума) на основе определенных признаков. Наиболее распространенными из них являются: численность (различают большие, малые и микрогруппы – диады, триады); социальный статус (формальные и неформальные); уровень развития (диффузные, корпорации, ассоциации, коллективы); значимость членства (референтные, нереферентные, антиреферентные); характер взаимосвязей между членами (реальные, условные).
Организация – группа людей, объединенная какими-либо значимыми для них и/или для общества целями (например, семья, школа, университет, завод, банк, магазин, ресторан, клуб, спортивная команда, телеканал, министерство, правительство).
Общение – в социально-психологическом плане – это триада, элементами которой выступают: коммуникация (обмен информацией), интеракция (обмен действиями, взаимодействия личностей и групп), перцепция (обмен впечатлениями, внутригрупповые симпатии и антипатии).
Сознание – высшая форма психического отражения; человеческая способность идеального (образного) воспроизведения действительности в мышлении и речи. Носителями сознания выступают индивиды, группы и социальные общности, а относительно самостоятельными формами С. – экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное и др.
Поведение (деятельность) – сознательная активность субъекта (индивида, группы), направленная на достижение определенной цели и выраженная в конкретных предметно-практических действиях.
Стимулирование – процесс внешнего побуждения субъекта к определенным действиям; стимулы – это воздействия, обусловливающие динамику его психических состояний (лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало).
Мотивация – процесс внутреннего побуждения субъекта к определенным действиям; мотивы – это «пружины» (инстинкты и потребности, влечения и эмоции, установки и идеалы), движущие человеком и способствующие достижению определенных целей.
Структура – совокупность упорядоченных и устойчивых связей объекта (группы, организации), обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств в условиях внутренних и внешних изменений (лат. structura – строение, расположение, порядок).
Система – множество элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих целостность, единство (греч. systema – целое, составленное из частей; соединение). В отличие от структуры, или «скелета» организации, система – это «плоть и кровь», «лицо» организации (ее миссия, цели и задачи, процесс управления, взаимоотношения персонала, результаты и многое другое), отличающее ее от других.
Лидерство (руководство) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Должностных лиц, наделенных определенными полномочиями и являющихся начальниками в отношении других лиц, называют руководителями (менеджерами), а сотрудников, влияние и авторитет которых основаны на профессиональных качествах и коммуникабельности, называют лидерами. В первом случае обычно имеют в виду формальную, а во втором – неформальную структуру организации.
Позиция – официальное положение человека в конкретной системе отношений (например, должность в организации); П. определяет степень потенциального влияния субъекта на поступки остальных членов группы.
Функция, функции (работника в организации) – официально и/или неофициально сформулированные администрацией и предписанные каждому сотруднику организации должностные обязанности.
Статус – социально-психологическая характеристика положения субъекта в системе внутригрупповых отношений, отражающая степень его действительной авторитетности для остальных участников. (Например, в отличие от должности «заместитель директора по кадровым вопросам», укомплектованной конкретным человеком, фактическую кадровую политику может проводить совсем другой («теневой») сотрудник, пользующийся расположением директора или имеющий соответствующие связи, опыт).
Внутренняя установка – личное, субъективное восприятие (оценка) человеком собственного статуса в системе внутригрупповых отношений. Действительный статус и его восприятие человеком не всегда совпадают; люди часто переоценивают или недооценивают собственную значимость в различных организациях.
Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего в группе конкретную позицию. Она может быть предопределена должностью, спецификой коллективного труда или самостоятельно избираться членом группы (например, роли «знатока», «середняка», «аутсайдера», «адвоката», «юмориста», «козла отпущения»). Войдя в роль, сотрудник постепенно привыкает к ней, а члены группы ожидают от него соответствующего поведения.
Подчеркивая исключительное значение профессиональной лексики, я неоднократно говорил студентам о том, что главной целью их пребывания в вузе является овладение специальной терминологией (разумеется, наряду с получением документа о высшем образовании). Чтобы еще более «утяжелить» собственный тезис, сошлюсь на авторитетное мнение: «Если человек заканчивает учебное заведение, не овладев словарем, касающимся инвестирования, финансов, денег, бухгалтерского учета, законодательства, налогообложения, то ему трудно чувствовать себя уверенно … Слова формируют мысли, мысли формируют действительность, а действительность формирует жизнь. Основное отличие между богатым человеком и бедным в словах, которые употребляет он или она. Если хотите изменить внешнюю реальность человека, следует сначала изменить его внутреннюю реальность. Это следует делать, изменяя, исправляя, совершенствуя слова, которые он или она употребляют, удаляя те, которые употреблял(а) раньше. Если хотите изменить жизнь людей, сначала измените их слова. И хорошая такая новость: слова бесплатны» .
Замечу, что стремления к самосовершенствованию в России не достает как простым смертным, так и сильным мира сего. И проблема здесь не только в шокирующей своей откровенностью и доходчивостью президентской фразе «мочить в сортире». Как ни парадоксально, это крепкое словцо можно оправдать. Но общая ситуация гораздо сложнее. Корень зла – низкая общеобразовательная культура, наша неосновательность, поверхностность. Так, после избрания на второй президентский срок в телевизионном интервью 15 марта 2004 года В.В. Путин в ответ на претензии иностранных журналистов к организации голосования на избирательных участках, заявил, что и в США в свое время голоса избирателей пересчитывали вручную. При этом добавил, что им (американцам) следовало бы помнить русскую поговорку про бревно в своем глазу и соринку в чужом. Как хотелось бы, чтобы из уст главы государства прозвучала пусть не цитата из Нового Завета , но, по крайней мере, ссылка на Библию, ведь русского народа и в помине не было тогда, когда Христос уже был! Не знать об этом православному христианину не подобает.
Вспомним и тот факт, что в истории новейшей России для депутатского корпуса (!) был подготовлен специальный орфографический словарь, призванный повысить грамотность народных избранников. И это понятно. Достаточно провести у телеэкрана 20-30 минут, чтобы услышать из уст известных на всю страну людей (политиков, журналистов, бизнесменов) слова «инциндент» (правильно: инцидент), «пренцендент» (прецедент), «перетрубация» (пертурбация). Депутатская биография Василия Ивановича Шандыбина была подмочена познаниями в области русского языка. Он как-то сказал: «Моя фамилия состоит из двух корней («шан», «дыб») и приставки «ин».
Не отстают от народа и представители отечественной интеллигенции. Информируя россиян о перспективах урожая зерновых, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев так озвучил подготовленный ему текст: «В нынешнем году планируем собрать 72 тире 75 миллионов тонн зерна». Министр обороны Сергей Иванов в телеэфире 3 апреля 2005 года, говоря об отсрочках от службы в армии, назвал работников силовых структур «милиционерами и пожарниками». Разве можно после этого пенять рядовым гражданам, что те называют артиста балета балеруном?!
И с ударениями в словах возникают проблемы, причем не только у простых смертных. Все эти наши «каталог», «квартал», «позвонишь»… Даже Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко как-то сказал, что журналистам и деятелям кино вручают «Оскара», а экс-министр образования РФ Владимир Филиппов, ныне ректор Российского университета дружбы народов, в телеэфире 30 мая 2003 года употребил слово «лажа», с ударением на втором слоге! Не счесть в современном российском лексиконе слов-паразитов, искажающих смысл высказывания («я как бы работаю в магазине», т.е. делаю вид, что работаю, или числюсь в штате какой-либо организации; «по жизни», «на самом деле», «то, что»), и просторечных выражений («извиняюсь» вместо «извините», «убираюсь в квартире» вместо «убираю», «кипельно» вместо «кипенно», «ихний», «ехай»).
Массовые речевые ошибки свидетельствуют о том, что российская культура пребывает далеко не в лучшем состоянии. Вместе с тем, это важный урок и лишнее напоминание каждому (от студента и преподавателя до бизнесмена, министра и президента) о необходимости постоянного самоанализа и совершенствования. Высокая речевая культура – условие делового успеха, что бы в этой связи ни утверждали скептики …
Подробнее см. список литературы: 1, 4, 6.

ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Главная страница =>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн