Психика и сознание


В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности в мозгу развивалась в зависимости от условий жизни того или иного вида живых существ, приобретала все более сложные форм. Наивысшим уровнем ее развития является, присущая человеку, сознание.
Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бытия людей и трудовой деятельностью, что является причиной ее развития. С переходом к общественных формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Наряду с биологическими ее мотивами, которые зависели от непосредственного восприятия среды, возникли выше, "Духовные" мотивы и потребности, высшие формы поведения, которые обусловлены способностью абстрагироваться от непосредственного влияния среды. Наряду с двумя источниками поведения - наследственно закрепленной программой и собственным опытом самого индивида возникло третье источник, который формирует человеческую деятельность, трансляция и усвоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социальной потребности одним из решающих факторов была речь, которая стала формой существования сознания.
Характерными особенностями и структурными компонентами сознания есть такие:
Знание о окружающую действительность, природу, общество. Уровень сознания непосредственно зависит от уровня усвоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития человека развилась потребность в знаниях, которая является важнейшей ее мотивом познавательной деятельности.
Выделение человеком себя в предметной мире как субъекта познания, различения субъекта "Я" и объекта "Я", противопоставление себя как личности другому объективному миру. Характерным в этом отношении является самопознания, что стало основой для самосознания, т.е.осознание собственных физических и морально-психологических качеств.
Целеустремлённость, планирование собственной деятельности и поведения, предусмотрения ее результатов. Эта сторона сознания проявляется в само - контроле и корректировании собственных действий, их перестройке, в смысле стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства.
Отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к самого себя. Отношение личности к окружения проявляется в оценивании и самокритике, в которых важную роль играет эмоционально-волевой сфера личности
Выделение и противопоставление человеком себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, переживания своего отношение к объективной действительности и самого себя является основополагающем относительно самовоспитания.
Благодаря сознанию, самопознания и самосознанию личность становится субъектом воспитания, то есть сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их. Сознание человека характеризуется активностью. В процессе отображения действительности информация, поступающая к мозгу, отображается не механически, а сознательно обрабатывается согласно цели, задач и опыта личности. Уровень развития и выявления сознания у человека бывает разный зависимо от уровня развития его знаний и научного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самой себе, к форме общественной жизни.
Человеку присущи и неосознанные формы психической деятельности (инстинктивные и автоматизированные действия и т.д.). Но бессознательное входить к сознательному и благодаря этому может контролироваться человеком. Изучая формы психической деятельности, нужно учитывать то, что сознание и деятельность личности всегда предстают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека в ее разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях, отношении к другим и к самой себе. Человек взаимодействует с окружающей средой как целостная система. Целостность взаимодействия обеспечивается прежде всего высшим отделом центральной нервной системы - корой великих полушарий головного мозга, которая интегрирует (объединяет) деятельность организма и управляет ею.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн