Бессознательные защитные механизмы личности.


Бессознательные защитные механизмы личности – такие способы поведения или искажения информации, которые помогают человеку сохранить внутреннее равновесие, не допуская в сознание сведения, несущие угрозу для благополучия.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
1) они являются средствами самообмана, т.к. действуют на неосознанном уровне.
2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивида.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы. Вот основные из них:

1) Вытеснение – недопущение в сознание того, что не хочется осознавать, т.к. это неприятно, может снизить самооценку, противоречит моральным убеждениям и т.п. Иногда этот механизм называют «мотивированным забыванием». Для работы этого механизма постоянно затрачивается энергия, что ограничивает развитие индивида, ведь эта энергия могла бы использоваться в других целях. Иногда вытесненный материал проявляется в снах, оговорках и т.д.
Например: когда вы едете в автобусе и вам не хочется уступать кому-то место, вы закрываете глаза и делаете вид, будто заснули.

2) Проекция – приписывание окружающим того, что не хочется замечать в себе. Она может проявляться в 2 формах:
- распространение собственных мыслей и чувств на других людей;
- перенос на других ответственности за собственные неудачи.
Например: студент, плохо сдавший экзамен, считает, что во всём виноват преподаватель.

3) Замещение – перенос каких-либо побуждений с недоступных объектов на доступные.
Например: на мальчика накричали его родители, а он выплеснул свою обиду на свою младшую сестру, ударив её.

4) Рационализация – придумывание «разумных» доводов для оправдания своих неприемлемых качеств или поступков. Чаще всего используется для придумывания оправданий, когда обещали что-то сделать, но не выполнили своё обещание.
Например: школьник не выполнил домашнее задание, т.к. ему было лень, но учителю он говорит, что вечером в его доме отключили свет.

5) Реактивное образование – обратное действие. Сначала неприемлемый импульс подавляется, затем на уровне сознания появляется противоположный.
Например: чиновник-взяточник активно борется со взятками.

6) Регрессия – возврат к детским формам поведения.
Например: в детстве нас угощают конфетой, чтобы мы перестали плакать, а взрослые, чтобы успокоиться, начинают курить.

7) Сублимация – перевод неприемлемых побуждений в приемлемую форму.
Например: агрессивный человек может стать чемпионом в боксе.

8) Отрицание – отказ признавать, что произошло неприятное событие.
Например: у девочки сломалась кукла, но она продолжает верить, что это не так.

Опасность психологических защит в том, что какая-нибудь из них может стать устойчивым способом взаимодействия личности с собой и с миром. В этом случае о саморазвитии можно забыть, потому что защита не меняет реальность, а только искажает её восприятие. По сути, человек начинает жить в полувымышленном мире.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн