Внимание, функции внимания, пути воспитания внимания, отвлекаемость и рассеяность, приёмы привлечения внимания


Внимание – направленность сознания человека на предметы и явления окружающего и внутреннего мира. Под направленностью следует понимать избирательный характер психической деятельности. Внимание – это важное условие успеха познания. В бодрствующем состоянии человек внимателен всегда. Невнимательным он может быть только к отдельному предмету или явлению. Сильные раздражители вниманию мешают.

Функции внимания:
1. Функция контроля и регуляции деятельности - при внимательном отношении к какому-либо предмету, этот предмет становится в центр нашего сознания, остальное воспринимается слабее, отражение становится ясным, четким, а мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершается деятельность.
2. Избирательность – человек выбирает только ту информацию, которая интересует его или нужна ему в данный момент.
3. Целенаправленность – человек удерживает свое внимание или переключает его с одного действия на другое столько, сколько это необходимо для достижения цели.
4. Активизация – высокая работоспособность и качества, контролируемые сознательно, в течение длительного времени.

Пути воспитания внимания:
1. Умение замечать несущественное.
2. Организация рабочего места.
3. Развитие интереса.
4. Развитие чувства ответственности перед собой и другими людьми.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Она возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней.
Внешняя возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.
Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса, из-за несформированности ответственности за дело.
Рассеянность – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени. Рассеянность бывает мнимой и подлинной (врожденной).
Мнимая – невнимание человека к непосредственно окружающим объектам, вызванное крайней сосредоточенностью человека на чем-то другом.
Подлинную рассеянность исправить невозможно.

Приемы привлечения внимания:
1) прием нейтральной фразы (привет, алло);
2) прием завлечения (тихо говорят в шумной аудитории);
3) пристальный взгляд (глаза в глаза);
4) изоляция от внешних и внутренних факторов;
5) навязывание ритма (изменение характеристик голоса);
6) акцентировка (важно отметить, запомните, внимание);
7) использование феномена авторитета.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн