Мышление – процесс обобщенного (включает систематический опыт человека) и опосредованного (посредник - мозг) познания окружающего мира.
Процессы мышления – те процессы, с помощью которых человек решает все жизненные задачи. Они характеризуют словесно-логическое мышление:
1) Суждение – высказывание, содержащее определенную мысль.
2) Рассуждение – система логически связанных друг с другом суждений, последовательность которых приводит к выводу.
Виды мышления:
I. По характеру решения задач:
1) теоретическое – мышление, которое совершается в уме без практических действий;
2) практическое – решение некоторой практической задачи, совершаемое в уме.
II. По степени оригинальности и новизны:
1) продуктивное (творческое) - мышление, которое порождает новый, ранее неизвестный продукт;
2) репродуктивное (нетворческое, воспроизводящее) имеет дело с такими задачами, решение которых уже было найдено.
III. По степени развернутости:
1) интуитивное – умение правильно находить решение, быть уверенным в его правильности, не располагая существенными доказательствами;
2) логическое – вид мышления, который хорошо осознается как процесс и может быть проверен, доказан по всем правилам логики.
IV. В соответствии с генетическим принципом:
1) наглядно-действенное (мыслительная задача решается в процессе практической деятельности; формируется до 3х лет, существует всю жизнь);
2) наглядно-образное (развививается до 8-9 лет; задачи решаются в виде образов);
3) словесно-логическое (задачи решаются в словесной форме с использованием законов логики; формируется с 9-10 до 14-16 лет, а затем развивается всю жизнь).
Логические операции мышления – такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний получают новые.
1) сравнение – сопоставление предметов с целью выявления сходства или различия.
2) анализ – мысленное разложение предмета на части.
3) синтез – объединение, составление различных частей в единое целое.
4) абстрагирование – рассматривается частное свойство предмета, которое в действительности как отдельное не существует.
5) обобщение – соединение чего-либо в группы по общим признакам.
6) конкретизация – переход от общего к единичному.
Положительные качества ума:
1) глубина - умение вникнуть в суть важных вопросов.
2) самостоятельность – умение решать задачи без помощи других.
3) широта – разносторонность интересов и решения мыслительных задач.
4) гибкость - свобода мышления.
5) быстрота - способность быстро решать задачи (тесно связана с темпераментом).
6) критичность - объективная оценка своих и чужих мыслей.
7) проницательность - аналитическое «предвиденье» будущих событий.
Главная страница =>Психология=>к оглавлению