Понятие о воле, первичные, вторичные, третичные волевые признаки.


Воля - способность индивида к сознательной организации своей деятельности и поведения, направленной на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Это способность властвовать над собой, своими чувствами, желаниями, действиями.

Признаки волевого действия и воли:
1. оно всегда связано с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений.
2. наличие продуманного плана осуществления волевых действий.
3. усиленное внимание к волевому действию и отсутствие непосредственного удовольствия (эмоционального, а не морального), получаемого в процессе и в результате его выполнения.
4. усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя.
5. воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы.

Первичные волевые признаки, определяющие большинство поведенческих актов (развиваются до 3х лет):
• сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели),
• настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей),
• выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения),
• энергичность и др.

Вторичные волевые признаки (до 6-7 лет):
• решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения),
• смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия),
• самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач),
• уверенность в себе.

К третичным следует отнести волевые признаки, связанные с нравственностью (формируются только к подростковому возрасту):
• ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований),
• дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку),
• принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении),
• обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их),
• деловитость,
• инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),
• организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда),
• исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т. д.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн