Психология, методы психологического исследования.


Понятие психология греческого происхождения (душа, учение). Это наука о душе, знание о душе в буквальном смысле этого слова.

Психология – это наука о сознании, о психике и закономерностях её проявления и развития.

Житейскими называют знания, которые точно не проверены, а получены путём житейского опыта каждого отдельного человека. Эти знания недостаточно надёжны и достоверны. Эти знания получены из наблюдений, из сравнений, из состояния собственной души и поэтому здесь много субъективности.

Научными называют такие знания о психологии людей, которые считаются достаточно правильными и точными, причём их правильность можно доказать, пользуясь научными математическими расчетами.

Методы научных исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

1) Наблюдение – планомерное, целенаправленное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Этот метод учитывает естественный ход событий, не вмешиваясь в них:
? внешнее (сбор данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны).
? внутреннее (самонаблюдение) (применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании)
? свободное (наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя).
? стандартизированное (наблюдение заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается).
? включённое (исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение).
? стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).

2) Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов.
? устный (применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса).
? письменный (позволяет охватить большое количество людей, наиболее распространённая его форма – анкета, недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающих на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их).

3) Тест – метод, с помощью которого можно точно описать и количественно оценить изучаемый материал.
? тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
? тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
? проективные тесты - в основе таких тестов лежит механизм проекции, т.е. осознанный или неосознан¬ный перенос субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты.

4) Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемого явления.
? естественный организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
? лабораторный предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

5) Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путём простого наблюдения, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.
? математическое представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
? техническое предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
? кибернетическое основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области кибернетики и информатики.
? логическое основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн