Психологические особенности младшего школьного возраста: личность, самооценка, мотивы, умственное развитие, особенности общения.


Младшие школьники (1-4 классы)
Самооценка зависит от оценки учителя, т.к. учебная деятельность в этом возрасте ведущая. Слабоуспевающий школьник на пути расхождения между требованиями и возможностями («Я могу, но ленюсь») - это говорит о заниженной самооценке, недооценке своих и так небольших возможностей. Кто терпит неудачу, того и в дальнейшем ожидают неудачи, и наоборот. Учителя это подкрепляют плохими оценками (необходимо оценки ставить дифференцировано).
Мотивация. Большое значение имеют мотивы долга, ответственности. Такая социальная установка важна для успеха. Познавательные интересы в этом возрасте на низком/среднем уровне. Большое значение имеет престиж, благополучие («Хочу получать хорошие оценки»). Но оценка зачастую снижает активность детей.
Самый ценный элемент мотивации (учебные интересы) у отстающих не оправдывает качественную сторону (интерес к лёгким предметам и то неглубокий). Мотивация достижения успеха сочетается с мотивом избегания наказания. Поэтому ребенок ищет себя в спорте, музыке и т.д. Тогда низкая успеваемость не вызовет конфликтных переживаний, отрицательного отношения к учёбе. Только мотив достижения успеха в облегчённой игровой форме может исправить положение.
Психологические условия начального обучения. В этом возрасте - наглядное мышление. Трудность вхождения в науку - простое сообщение не приводит к изменению мышления.
Обучение и развитие младших школьников происходит содержанием. Методы обучения: система усложняющихся задач; практические действия для их решения. Обучение - форма коллективной жизни школьников, общения, которое ведёт за собой развитие, поэтому важна организация процесса (Решение задач в диадах более эффективно, чем индивидуальное, т.к. режим сотрудничества, а не соперничества. В диадах ведущую роль отдают менее уверенному).
Общение детей в начальных классах развито недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству (читают, раскрашивают...). Часть детей неудачно выбирают роли, типы поведения: подлиза (покупает дружбу, льстит), клоун (готов на «ушах стоять», чтобы привлечь внимание и вызвать одобрение), псевдовзрослый (ищет внимания у старших, т.к. не добился признания в своём кругу), хулиган (ищет слабых, которых можно подавлять). Обычно хулиган и подлиза находят друг друга, но это плохая дружба.
Межличностные отношения носят аморфный характер. Парная связь на эмоциональной основе. Класс - не основная группа, на мнение которой можно полагаться (нет чувства коллективизма). К 3-му классу оформляется структура (группки деловых лидеров и т.д.). Класс становится значимым.
Оценка поведения мальчиков редко адекватная. У девочек более высокий уровень социального поведения (на публику они демонстрируют хорошее поведение). Гуманные отношения друг к другу у всех занижены, нет сочувствия. Для мальчиков группа сверстников референтная (на их мнение они ориентируются), а для девочек взрослый наделяется свойством референтности.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн