История развития педагогики и педагогических взглядов.


Прогрессивное развитие человеческого общества поднимает необходимость качественной подготовки подрастающего поколения. Это продиктовало объективную причину возникновения педагогической теории. Выделение каждой науки начинается с усвоения вопроса: как развивается наука и что является предметом её исследования.

Основные положения выделения педагогики как науки:
1. потребнотсь общества;
2. четкое выделение предмета исследования;
3. группа ученых, которые занимаются изучением этого вопроса, и наличие тех людей, кому эти знания нужны.

Педагогическая отрасль самая старая. Ее нельзя отделить от времени возникновения человеческого общества, т.к. педагогические знания относятся к сфере человеческой деятельности, а она в свою очередь направлена на подготовку подрастающего поколения. Закон развития общества - передача опыта из поколения в поколение. Обучение и воспитание - категории вечные, но и обучение, и воспитание развиваются.
Долгое время дети усваивали опыт от родителей в семейной трудовой деятельности.
Первые упоминания о школе появились 2500 лет назад. В древнем египетском папирусе было написано о существовании дворцовой школы, в которой жрецы обучали детей фараонов арифметике и геометрии.
Большое значение придавалось подготовке молодых, и следовательно образование и воспитание стали объективной потребностью общества.
В древней Греции педагогами называли рабов, которые водили детей в школы, на прогулки.
Именно в рабовладельческом обществе появились социальные учреждения, в которых детей воспитывали.
Во время Возрождения появляются новые педагогические мысли и идеи, которые критиковали феодальные отношения и корректировали педагогику как науку.
В самом начале педагогика развивалась в рамках философии и была связана с ней до начала 17 века. В начале 17 века педагогика выделилась как самостоятельная наука.
Английский философ и естествоиспытатель Френсис Бэкон в 1623г. в своем трактате «О достоинстве (годности) и увеличении (повеливании) наук» сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «искусство (руководство) чтением».
Статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен работой выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Его работа называлась «Великая дидактика», в которой он разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми и их морального воспитания.
Джон Локк в своем труде «Мысли о воспитании» большое внимание уделял психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности. Он сравнивал ребенка с чистой доской, на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.
Жан Жак Руссо, напротив, исходил из идеи природного совершенства детей. А поскольку это так, то воспитание, по его мнению, не должно мешать развитию этого совершенства и предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положили начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание исключительно должно следовать за интересами и желаниями детей и способствовать их развитию.
Генрих Песталоцци одним из первых в педагогике сочетал теорию и практику. В своей педагогической поэме «Лингард и Гертруда» он развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. Он также говорил, что труд воспитывает человека, потому детей следует приучать к порядку и дисциплине. Впервые была отмечена идея воспитания в коллективе. Иоганн Гербарт считал, что для учения и воспитания детей следует активизировать, а непоседливость подавлять, используя для этого физические наказания, а также осуществлять надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал и выставлять на всеобщее обозрение.
Адольф Дистервег говорил о возникновении самостоятельной учебы и заявлял, что учителей нужно готовить качественно.
В русской педагогике большое значение имеют работы Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Пирогова. Немалый вклад в развитие педагогики внёс Макаренко.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн