Мозг и психика, психика и сознание (стадии развития психики), сравнение психики человека и животных.


Психика – это свойство головного мозга, т.е. все психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Большой вклад в понимание этой связи внес И.М.Сеченов. Позднее его идеи развил в своей рефлекторной теории И. П. Павлов. По их мнению, психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы (реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей).

Нервная система состоит из следующих отделов:
1) Центральная нервная система, ЦНС:
- спинной мозг;
- головной мозг (кора больших полушарий, ствол, мозжечок).
2) Периферическая нервная система:
- соматическая НС (нервы, соединяющие ЦНС с сенсорными органами, мышцами, сухожилиями);
- вегетативная НС (нервы, связывающие ЦНС с внутренними органами, кровеносными сосудами).

Функционирование нервной системы обеспечивается 2 процессами: возбуждением и торможением. Возбуждение – это переход нервных клеток из спокойствия к активности, а торможение – наоборот. Механизм функционирования нервной системы – рефлексы.

Стадии развития психики:

1) Элементарная сенсорная психика (чувствительность):
- Низший уровень (моллюски): элементарные формы движения, нецеленаправленная активность.
- Высший уровень (улитки, черви, насекомые): наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, защитной реакции, двигательной активности.

2) Перцептивная психика (восприятие):
- Низший уровень (рыбы, насекомые): образное отражение предметов, защитное поведение, хорошие двигательные навыки.
- Высший уровень (кошки, собаки, птицы): высокоразвиты инстинкты, слух, обоняние, зрение, т.е. складывание «картины мира».
- Наивысший уровень (стадия интеллектуальной психики) - высшие животные (дельфины, приматы): есть кора головного мозга, способность к более тонкому анализу, познанию мира.

3) Сознание (высшая форма отражения) свойственно только человеку. Мышление, речь, воображение, творческий подход.

Сравнение психики человека и животных:

1) Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, а способность человека к абстрактному мышлению устраняет его зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать сознательно.

2) Человек может создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Т. о. животные не живут в мире постоянных вещей. В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

3) Различие в чувствах. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует - положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

4) Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Доказательство этому - дети-маугли.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн