Общение как взаимодействие. Тренинг общения


Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.
Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
• групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),
• конкуренция (соперничество),
• конфликт.
Для того чтобы общение было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:
1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
3. равенство в психологической взаимоподдержке.
Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.
Р.Бейлз объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые фиксируют форму взаимодействия:
Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции Выражение солидарности
Снятие напряжения
Выражение согласия
Решение проблем Предложения, указания
Выражение мнений
Выдача ориентаций
Постановка проблем Просьбы об информации
Просьбы высказать мнение
Просьбы об указаниях
Негативные эмоции Выражение несогласия
Создание напряженности
Демонстрация антагонизма
Существует несколько теорий, объясняющих межличностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:
1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.
С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

Тренинг общения — вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.

Тренинг общения помогает найти «золотую середину» между многословием и замкнутостью. Учит говорить тогда, когда это нужно вам, а не когда вас к этому подталкивают или вынуждают. Помогает понять, для чего вы начинаете каждый конкретный разговор. На тренинге общения отрабатываются самые базовые навыки общения, такие как: понятное и последовательное выражение своих мыслей, умение подбирать слова с учетом ситуации и слушающей вас аудитории, формирование размеренного ровного темпа речи и многие другие. Оказывается, таким простым и обычным с первого взгляда умением, как умение разговаривать, надо заниматься, тренировать его. Научиться общению в одиночку может быть и возможно, но чрезвычайно сложно. Да и зачем, если существуют специальные тренинги общения, которые призваны помочь всем, занимающимся своим личностным развитием людям.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн