Умения. навыки, привычки и их особенности

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.
Навыки - это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.
Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.
Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне Центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.
Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Основой умений могут быть не только действия, соответствующие данному умению, но и знания и навыки, приобретенные при выполнении других действий. Мастер на производстве может решить новую для него техническую задачу, требующую изготовления изделия в новых условиях, или изменить технологический процесс так, чтобы изделие отвечало новым требованиям, которые раньше не предъявлялись. Выполнит он эти новые для него задания, опираясь исключительно на уже имеющиеся знания и навыки, относящиеся к его специальности, хотя раньше они никак не были связаны с задачей, которую ему надо решить сейчас.
От навыков и умений надо отличать привычки. Так же как и навыки, они приобретаются в результате повторения действий, но в то время как навыки являются способом достижения целей, которые могут отвечать разным потребностям, привычное действие отвечает определенной потребности, которая требует выполнения именно данного действия. Невозможность осуществить привычное действие тогда, когда возникает потребность в нем, вызывает неприятное чувство, так как потребность в этом действии в данном случае не удовлетворяется.
Существенным для различий между навыком и привычкой является также то, что навыки формируются благодаря упражнению, т. е. целенаправленному и определенным образом организованному повторению, привычки же складываются в итоге простого повторения, не вызывающего совершенствования действий. Привычными для нас, например, являются умывание утром и вечером, мытье рук перед едой, соблюдение определенного режима труда и отдыха, определенного порядка в расположении инструментов на рабочем месте, аккуратность и тщательность в работе, общение с другими людьми, некоторые особенности речи (привычные выражения, слова) и т. д.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн