Формальная и содержательная сторона мышления


Одной из важных проблем психологии мышления является проблема взаимосвязи логической и психологической сторон мышления, частным выражением которой является проблема соотношения формальных и содержательных компонентов мышления.
Логические связи, усваиваемые человеком в процессе его умственного развития, составляют основу его продуктивного мышления. Но операции умозаключения возможны иногда после длительного пути развития, пока человек сможет оперировать логическими отношениями. Человек в своем развитии овладевает различными формами обобщения, оценивает и переводит рассуждение из плоскости наглядно-действенной практики в область вербально-логических теоретических построений.
Понятийное мышление — это специфическая деятельность оперирования понятиями. В ней можно выделить формальную и содержательную стороны. Формальная сторона представлена законами формальной логики. Содержательная сторона характеризуется последовательностью этапов освоения понятия.
Первый этап, с условным названием "знание", определяется умением назвать понятие и описать его. Второй этап определяется умением сравнивать понятия по некоторому критерию и, в частности, выделять данное понятие в ряду других (этап — сравнение). Третий, высший этап, характеризуется умением устанавливать содержательные отношения между понятиями (этап — отношение).
Содержательные компоненты мышления. Человек познает объективный мир как через органы чувств, так и логическим путем. Знания, полученные в результате чувственного познания, существуют в сознании человека как образы тех явлений, которые воспринимает человек. Знания же, полученные в результате логического познания, существуют в виде понятий. Понятийные знания являются результатом опосредствованного отражения действительности и включают в себя общее и существенное об определенном явлении, классе явлений. Этим понятия отличаются от представлений. Понятия отличаются от представления тем, что представление всегда есть образ, а понятие – это мысль, выраженная в слове; представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии сохраняются лишь существенные признаки. Понятие является и более обобщенным отражением, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Понятие является обобщенным отражением и потому, что оно обычно результат познавательной деятельности не отдельного человека, а практической и теоретической деятельности многих людей. В силу последнего обстоятельства понятие имеет и характер всеобщности.
Формальной стороной мышления является система мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, систематизации.
Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого. Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов. Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других. Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.
Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классификации, а их групп, классов. Все эти операции не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Для того чтобы что-то было выделено анализом, необходимо наличие целостного представления об объекте. Это начальное представление об объекте является результатом первичного, недифференцированного синтеза.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн