Методы психологического исследования и их характеристика


Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности - путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.
Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.
Методами психологических исследований называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов:
1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.
Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированное ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия.
Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.
Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.
2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод.
3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.
4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы.
Примеры: Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюде¬ние — это способ сбора данных о психологии и поведении че¬ловека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внут¬реннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изу¬чить интересующее его явление в том виде, в каком оно непос¬редственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных ра¬мок, программы, процедуры его проведения. Оно может ме¬нять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе само¬го наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Опрос представляет собой метод, при использовании кото¬рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до¬стоинства и недостатки. Устный опрос. Письменный опрос. Свободный опрос. Стан¬дартизированный опрос.
Тесты являются специализированными методами психоди¬агностического обследования, применяя которые можно полу¬чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Специфика эксперимента как метода психологического исс¬ледования заключается в том, что в нем целенаправленно и про¬думанно создается искусственная ситуация, в которой изучае¬мое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше все¬го. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с дру-гими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого фено¬мена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.








Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн