«Я-концепция» личности и ее роль в социализации


Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это "теория самого себя". Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.
С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Поведение личности в социуме определяется и мотивируется многими факторами: особенностями развития общества, способами разрешения противоречий среды и личности, механизмами реализации социальной жизни, социальными и индивидуальными условиями жизненной ситуации, особенностями социальной инфраструктуры, усвоен традициями, обычаями и жизненными ценностями, етнопсихологичнимы особенностями участников взаимодействия, индивидуальными свойствами самой личности. Что касается личности, то речь идет, прежде всего, о «Я-концепцию», под которой понимают систему, совокупность представлений, суждений, убеждений индивида о самом себе. На основе этих представлений человек строит свои отношения с другими людьми, определяет тенденции поведения, дает ответы на вопросы о том, кто она есть. «Я-концепция» - это одновременно предпосылка и следствие социальной жизни, социального взаимодействия, которое определяется социальным опытом. Цель взаимосвязи «Я-концепции» и социальной жизни заключается не столько в расширении возможностей «Я», сколько в достижении гармонии с окружающим окружением, в его поддержке. Следовательно, речь идет не о подгонка индивидуальных свойств под социальный стандарт, а о сознательной оценку человеком своих действий и поступков, принятие (или непринятие), изменение, коррекцию тех стереотипов, ценностей и норм, которые проповедует общество.
Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.
Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн