Особенности социализации личности в юношеский период развития


Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
• открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
• стремление к самопознанию.
• формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. •самоуважение
• становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!"
На сегодняшний день отсутствуют законченные исследования, позволяю¬щие рассмотреть его развитие в процессе социального становления личности в юношеском периоде.
Можно с уверенностью считать, что самопонимание, как психологическая реальность, является механизмом «самодетерминации» (Б.Ф. Ломов) и субъект¬ной активности (К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, В.А. Петровский, А.И. Подольский, В.И. Слободчиков, В.Э. Чудновский и др.). Самодетерминация начинает развиваться и проявляться на всем протяжении детского этапа онтоге¬неза. Но наиболее интенсивно это происходит в юношеском возрасте.
На этом этапе онтогенеза отмечается интенсивный рост самосознания. Мо¬лодой человек стоит перед решением проблемы личностного и профессионально¬го самоопределения, решает проблему смысла жизни, в связи с чем у него отме¬чается рост и развитие самопонимания. В этом возрасте самопонимание приобре¬тает свои особенности, свое содержание.
Часто самопонимание используется в практической и прикладной психоло¬гии, что находит подтверждение в различных психотерапевтических школах, коррекционно-развивающих программах и т.д. Хотя, как нам представляется, ис¬следование самопонимания как самостоятельного феномена, его влияния на раз¬витие личности человека является проблемой общепсихологической.
Проблему настоящего исследования можно сформулировать как необхо¬димость общепсихологического определения самопонимания, его описания на предметном психологическом языке, а значит его отграничения от других психо¬логических явлений; определение его места и назначения в развитии личности; изучение развития самопонимания, поиск его источников; выявление особенно¬стей развития самопонимания в юношеском возрасте; его взаимосвязь с различ¬ными индивидуально-психологическими и личностными особенностями молодо¬го человека; изучение условий, способствующих развитию самопонимания на протяжении социального становления личности в юношеский период.
Наиболее ярко взаимодействующий характер социализа¬ции проявляется в процессе самопонимания, который осуществляется в момент нарушения синхронности и симметрии протекания этих процессов. Эти наруше¬ния создают мотивационную основу для самопонимания. Личность, способная понимать себя, — это социально развитая личность, которая в ситуации выбора может принимать решения самостоятельно и нести за это решение личную ответ¬ственность, сохраняя при этом положительное отношение к себе. Изучение раз¬вития самопонимания позволит более точно ответить на вопросы о том, каким образом происходит образование у молодых людей представлений о себе, как изменяется динамика их развития, в чем заключается проблема многообразия «Я», что приводит к их согласованности и как это находит отражение в поведе¬нии, субъективной активности молодых людей. Исследование самопонимания не только позволяет ответить на эти вопросы, но и дает возможность определить ус¬ловия, влияющие на развитие самопонимания, найти средства и способы, способствующие его формированию. Изучение самопонимания позволяет расширить систему знаний в области современной психологии самосознания и психологии личности.
В ранней юности значительно спадает острота межличностных конфликтов, меньше проявляется негативизм в отношении окружения, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие учеников, повышается коммуникабельность, снижается уровень тревожности, нормализуется самооценка. Одновременно это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир старшеклассника, так и сферу его межличностных отношений: у юношей и девушек наблюдаются акцентуации характера, которые не встречаются больше ни в одном возрастном периоде, характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности, своеобразная возрастная интроверсия. При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная половой-ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негнучкистю. В этом возрасте нередко встречаются случаи обостренно чувство одиночества.
Социализуясь, юноша развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельности, уверенности в себе, устойчивости к стрессам и т.п. Как субъект учебной деятельности, старшеклассник характеризуется качественно иным содержанием этой деятельности, чем ученик средних классов, ведь наряду с внутренними познавательными мотивами усвоения знаний по предметам, которые имеют личностную смысловую Ценность, у него появляются широкие социальные и личностные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают значительное место.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн