Мозг и психика. Общественно-историческая природа психики человека


Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.
На протяжении длительной эволюции органического мира - от амебы до человека - физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.
Нельзя изучать головной мозг человека, игнорируя психику как функцию мозга. И также невозможно научно изучать пси¬хику, не исследуя ее как функцию, как свойство мозга. Совет¬ская общая психология и медицинская психология изучают мозг и психику в их единстве. В таком изучении важнейшую роль играет павловское учение.
Стоящие на идеалистических позициях ученые отрывают психику от мозга. Kretschmer, крупный психиатр, автор широко распространенного руководства по медицинской психологии, писал недавно в последнем издании этой книги, что наиболее «соответствует особенностям мышления современного ученого концепция спиритуалистического монизма», т. е. откровенного идеализма. С тех же позиций другой немецкий ученый Klages утверждает, что «тело есть лишь высшее выражение психиче¬ского».
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга -- взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Отнесение общественно-исторических по происхождению сложных психических процессов к отдельным участкам мозга без учета целостной его деятельности совер¬шенно неправомерно.
Развитие психики, как и всякого другого явления в природе и обществе, имеет поступательный характер и состоит в закономерных переходах от низших, простых форм к высшим, более сложным и совершенным.
Развитие психики можно рассматривать онтогенетически, как совершающееся в течение жизни отдельного индивидуума, и филогенетически, как развитие, совершающееся в процессе смены различных видов животных, начиная от самых простейших и кончая человеком.
Нельзя рассматривать развитие психики как самодовлеющее, подчиненное внутренним закономерностям самих психических явлений.
Психика всегда проявляется в деятельности, обусловлена образом жизни животных и человека в конкретных условиях окружающей среды.
Развитие психики в мире животных подчинено законам биологии, оно совершается на основе изменчивости видов, наследственности и естественного отбора. Психика животных развивается в связи с вызываемыми внешними условиями изменениями их образа жизни и поведения, в процессе естественного приспособления к условиям среды, необходимого для удовлетворения их потребностей. В процессе этого приспособления развивается их нервная организация, а вместе с ней и поведение, принимая различные новые формы и постепенно достигая все более высоких степеней совершенства.
У человека психическая деятельность приобрела новые черты, отличающие ее от психики животных. В своем развитии психика человека подчиняется законам общественной жизни, она связана с развитием труда, различных форм производства и производственных отношений. У человека психика развилась исторически вместе с развитием всего человеческого общества. Высшая ступень развития психики, которой она достигает у человека, называется сознанием.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн