Понятие о способностях. Виды способностей. Способности и задатки.


Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.
Теории способностей
Платон – способности биологически обусловлены и их появление целиком зависит от наследственных характеристик. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления. Галль – степень развития способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующей части мозга. Гальтон – способности зависят от психофизиологических параметров, основной – фактор наследственности. Совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения особо одаренных, умственно и физически развитых людей. Гальперин, Гельвецкий, Овчинникова, Гиппенрейтер – считали, что из любого можно сделать гения, главное окружающая социальная среда. Средней точки зрения придерживались Теплов, Голубев, Штерн, Небылицын, Леонтьев – способности человека по своей природе биосоциальны.
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
1) Природные (естественные) способности - Являются общими для человека и животных: восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. На базе этих задатков у человека, при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения, формируются специфические способности.
2) Специфические способности:
- Общие: определяют успехи человека в различных видах деятельности.
- Специальные: определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.
Кроме того, способности делят на теоретические и практические. Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические – к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, а вторые - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Это умение напрямую зависит от кругозора человека. В большинстве случаев творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Уровни развития способностей:
1) задатки - природные предпосылки способностей,
2) способности,
3) одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности,
4) мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности,
5) талант – высокий уровень развития специальных
6) гениальность – высший уровень развития
ЗАДАТКИ
Отечественные психологии полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, которые различаются у людей уже при рождении. Эти особенности определяются как «задатки». Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности каждого отдельного индивида, генетически детерминированные и являющиеся предпосылками развития способностей (Б.М.Теплов). Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Они многозначны, то есть, в зависимости от деятельности и соответствующих условий, на их основе могут развиваться разные способности.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн