Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.


Культурно-историческая концепция:
Ход развития Условия развития
Источник развития Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
От социального к индивидуальному (индивидуализация).
Закон развития высших психических функций и его следствия - зона ближайшего развития Морфофизиологические особенности мозга и общение Вне индивида (в его среде) Присвоение общественно-исторического опыта Развитие ребенка подчиняется действию общественно-исторических законов Обучение
Деятельность
Основные понятия:
- Индивидуализация - процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека
- Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий.
- Умственное действие - это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.
- Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.
- Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план.
- Актуальный уровень развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).
- Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.
- Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.
- Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.
- Социальная ситуация развития - это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.

Натуральные и высшие психические функции:
Критерий Натуральная ПФ S–R

(непосредственные ПФ) Высшая ПФ (опосредованные)
Х
/ \
S – R
1.Строение
Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств. Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства).
2.Происхождение
Природное. Продукт естественного развития. Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества.
3.Управление Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс. Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом.
ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Выготский пришел к выводу, что операция употребления знаков лежит в основе развития высших психических функций, система которых образует высший психический синтез, называемый сознанием. Т.е. система знаков лежит в основе развития сознания. (Знаком можно назвать речь, жесты, рисунок). Таким образом, Натуральные психические функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример - обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна. Высшие психические функции - это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции( ребёнок играет с палкой, которая выполяет функции меча).
Культурно-историческая концепция
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в.. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности.
В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии:
1) Путь естественного созревания.
2) Овладение культурными способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления являются системы знаков-символов, которые человечество создало в процессе своего исторического развития (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.
Это превращение проходит несколько стадий:
1) Взрослый с помощью определённых средств управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции.
2) Ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).
3) Ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, а он – к ним.
Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь. Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в Культурно-исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие. В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания. Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – "человек и наедине с собой сохраняет функции общения".
В воззрениях Выготского личность - понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивидуального склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн