Формы и методы обучения

Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развития творческих способностей.
Этот процесс протекает как последовательность сменяющих друг друга состояний. Смена состояний идет благодаря событиям и сигналам. Заметим также, что процесс должен быть управляемым с одной стороны, но с другой стороны направленным на усвоение способов познавательной деятельности, развития творческих способностей, интересов, что не так часто вспоминают, говоря об обучении.
В системе знаний можно выделить, по крайней мере, три категории: знания, умения, навыки. Каждая категория вносит определенный вклад в совокупную категорию - качество образования.
Знания - это то, что известно или та информация, которая эффективно используется в конструктивной деятельности. Знания отражают начальный уровень образования в какой-либо предметной области, позволяя осознать потребности, выделить объекты исследования из "окружающей среды" и частично ассоциировать информацию с классами решаемых задач в этой предметной области (уровень школьника, уровень студента и дилетанта).
Умения - это процессы планирования, применения и преобразования знаний в какой-либо вид конструктивной деятельности. Умения отражают развитый уровень образования в какой-либо предметной области (уровень специалиста).
Навыки - это выработанный автоматизм в реализации умений или наивысший уровень умений в фиксированной среде реализации ("навык мастера ставит"). Навыки отражают наивысший уровень образования в какой-либо предметной области (уровень специалиста).
В педагогике долгое время существует и успешно применяется классификация методов обучения. Посмотрим, как в нее вкладывается обучающая система, как метод обучения:
1) классификация по источнику знаний:
• практические методы;
• наглядные методы;
• видео методы.
2) классификация по активности обучаемого:
• активная;
• пассивная.
3) классификация по типу познавательной деятельности:
• объяснительно-иллюстративные;
• репродуктивные;
• методы исследования;
• проблемно-поисковые (эвристические) методы.
Рассматривая функции обучающей системы, как метода обучения можно выделить: обучающую, развивающую, мотивационную, контрольно-корректирующую.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что обучающая система как метод достаточно универсальна. В разных ситуация она может себя вести по-разному, гибко используя преимущества и недостатки традиционных методов и видов обучения.
Форма обучения - это организация содержания, конструкция процесса обучения, внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке.
Организационные формы классифицируются по количеству учащихся: массовые, групповые, индивидуальные, по месту учебы: школьные и внешкольные, по продолжительности: классический урок- 45 минут, пара- 90 минут и т.д.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн