Способности. Одаренность. Талант. Развитие способностей.

Способности - способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания. Первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека. Вторая группа базируется на социальной основе подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей. Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. На счет проявление у человека таланта существует несколько мнений. Одни считают, что талант в принципе не поддается изучению и формированию, т.е. он от Бога. Его можно только искать. Другие считают что талан можно сформировать самим человеком. Но если талант поддается формированию, то достаточно ли просто рассказать человеку (ребенку) о том, что он должен делать, чтобы решить сложную творческую задачу? Всем известно, что можно силой подвести лошадь к водопою, но как заставить ее пить, если она этого не хочет? Можно объяснить ребенку, как чистить зубы, но такое объяснение еще не отнюдь не означает, что он действительно будет каждый день это делать. Человек должен захотеть, у него должны сформироваться соответствующие потребности или привычки. Речь идет о том, что в педагогике называют различием между (пассивным) знанием и навыками, между "знаю, что это такое", и даже "знаю, как это делать" и реальной способностью (умением) и желанием сделать это. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн